Стимулирующие лотереи
Зарегистрирована (получено право на проведение) всероссийская стимулирующая лотерея "Чем вы рискуете, приобретая VIP комфорт? Разве что выиграть автомобиль..." (Организатор - ООО "БИО-Трейд"), проводимая в целях рекламы кондиционеров Mitsubishi Heavy. Стимулирующей лотерее присвоен номер в ГРВЛ ч. 2 - Н200С/002471ФНС.
Вопрос о том, являются ли расходы участника на направление заявки для участия в стимулирующей лотерее, в том числе на услуги связи (оплата тарифов почты при отправке писем, сотовой связи за sms-сообщения либо трафика доступа в Интернет), признаком возмездности, до сих пор остается открытым.
И периодически поднимается ФНС России в виде «политического» толкования Закона о лотереях в целях борьбы с псевдо-стимулирующими лотереями операторов сотовой связи («СМС на миллион» - Билайн, «Выбери свой Porshe» - МТС, «Миллионы от МегаФона» - МегаФон и т.п.), когда поток жалоб участников уже превышает критическую массу, и федеральным налоговикам становится необходимо как-то реагировать на конфликтную ситуацию в сфере их контроля.
Следует отметить, что существует судебная практика, подтверждающая, что организатор, не являясь стороной договора о предоставлении услуг связи для направления заявки, не получает никаких прямых доходов от проведения стимулирующей лотереи, поэтому такие затраты не могут рассматриваться как возмездное предоставление участника организатору по договору на участие в стимулирующей лотерее,
Но открытое и публичное обсуждение представителями сотовых компаний в СМИ размеров доходов от подобных акций уже ни у кого не оставляет никакого сомнения в их аффилированности к организатору, заранее спланированной коммерческой схеме проведения стимулирующей лотереи исключительно для заработка и притворности продажи и рекламы никомуненужного "контента" с целью прикрыть навязывание платных услуг по отправке sms в качестве заявок для участия или дальнейших ответов на вопросы "викторин" и "конкурсов".
Эксплуатация случайности лотерейного розыгрыша и придание ему официально-разрешенной формы в виде государственного регистрационного номера стимулирующей лотереи позволяют привлечь миллионы азартных участников-абонентов. Хотя получить разрешение на проведение платной негосударственной лотереи по подобной sms-технологии в России в настоящий момент невозможно.
К сожалению, эпизодически возобновляемая практика исполнительной власти не может быть выборочной, иначе она будет смотреться как предвзятая и одиозная по отношению к отдельным товарам и услугам. Также учитывается, что, например, затраты на отправку заказного письма могут в 2-3 раза превышать стоимость sms-сообщения.
Поэтому под запрет при регистрации в периоды активности федерального лотерейного контролера попадают все механики стимулирующих лотерей, где направление заявки или получение выигрыша влекут для участника какие-либо дополнительные расходы помимо покупки рекламируемого товара (услуги) или уплаты НДФЛ.
По нашему мнению, добавление в условия стимулирующей лотереи пункта о компенсации организатором документально подтвержденных затрат участника на средства связи либо на изготовление предусмотренной способом заключения договора на участие фотографии по заявлению последнего помогает снять возможные споры с госорганом.
Фактически же количество заявлений о компенсации при проведении акции будет минимальным и не явится каким-то дополнительным существенным бременем для организатора, так как потребует от участников, помимо временных затрат, физического сбора фискальных документов, что, в принципе, не всегда возможно, и дополнительных расходов для направления таких заявлений на те же услуги связи в размере не меньшем, чем испрашиваемый в качестве компенсации.