Государственные лотереи пытаются откреститься от азартных игр
Прокуратурой Санкт-Петербурга ООО «Государственные лотереи «Победа» объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона
30.07.2013 г.
Прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка по обращению ООО «Государственные лотереи «Победа» о намерении осуществления на территории города деятельности по распространению Всероссийских государственных лотерей «Победа» ВГБЛ 8, ВГБЛ 9, ВГБЛ 10, ВГБЛ 11, ВГБЛ 12 (организатор лотерей – Спецстрой России).
В ходе рассмотрения данного обращения совместно с УФНС России по Санкт-Петербургу с привлечением специалиста в области компьютерной техники Санкт-Петербургского национального университета информационных технологий механики и оптики произведен осмотр аппаратно-программного комплекса, предназначенного для распространения Всероссийской государственной лотереи «ВГБЛ 11 «Победа» (далее лотерея), в том числе торгового терминала «Победа».
Установлено, что алгоритм розыгрыша (распространения) лотерейных билетов с использованием вышеуказанного оборудования не соответствует требованиям законодательства о лотереях.
Так, например, используемый механизм розыгрыша не позволяет определять выигрышные лотерейные билеты на стадии их изготовления, что является обязательным требованием закона к бестиражным лотереям. Окончательный выигрыш в лотерею ВГБЛ 11 «Победа» зависит, в том числе от воли самого игрока который в любой момент может прекратить участие в игре и забрать имеющийся выигрыш либо продолжить розыгрыш, рискуя проиграть как внесенные, так и выигранные денежные средства.
Данный способ распространения лотерейных билетов технически не позволяет реализовать обязательное требование закона к фиксированному размеру призового фонда (не менее 50 % выручки от проведения лотереи).
Кроме того, участнику лотереи не предоставляется возможность последовательного выявления скрытых числовых значений во всех игровых окнах лотерейного билета (каждый билет имеет 200 сегментов, в которых скрыты числовые значения), однако используемое оборудование не всегда предоставляет участникам лотереи возможность выявить данные значения и самостоятельно прекращает розыгрыш.
Также установлено, что в ходе розыгрыша лотереи её участнику предоставляется возможность розыгрыша билета в режиме «развлекательной визуализации». При этом, процесс розыгрыша в режиме «развлекательной визуализации» имеет признаки азартной игры, установленные законодательством о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
По результатам проверки генеральному директору ООО «Государственные лотереи «Победа» Олегу Бутенко объявлено предостережение о недопустимости распространения лотереи ВГБЛ 11 «Победа» с вышеуказанными нарушениями федерального законодательства.
Источник: Сайт Прокуратуры Санкт-Петербурга, раздел «Пресечение незаконной игорной деятельности».
В Тюмени по требованию прокурора коммерческая фирма оштрафована на 700 тыс. рублей за незаконные организацию и проведение азартных игр
13.03.2013 г.
Прокуратура Центрального округа г.Тюмени совместно с правоохранительными органами провела проверку соблюдения запрета на организацию и проведение азартных игр вне игорных зон.
Установлено, что ООО «Фаворит Плюс» в арендуемом помещении по ул. Герцена г.Тюмени осуществляло незаконную деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования под видом проведения розыгрыша Всероссийской государственной бестиражной лотереи «ВГБЛ 11 «Победа».
Проверяющие изъяли 25 единиц игрового оборудования.
Прокуратура округа возбудила против ООО «Фаворит Плюс» административное дело по ч. 1 ст. 14.1.1 КоАП РФ (незаконные организация и проведение азартных игр). Накануне мировой судья Центрального округа г. Тюмени по результатам рассмотрения дела подверг коммерческую фирму штрафу в размере 700 тыс. рублей.
Тюменские прокуроры продолжают надзорные мероприятия по противодействию незаконной игорной деятельности.
Источник: Сайт Прокуратуры Тюменской области.
«Государственная лотерея» - прикрытие для залов игровых автоматов?
30.05.2013 г.
Вывеска «Государственная лотерея» лишь подает под другим соусом обычные залы, забитые игровыми автоматами, отметили представители «Молодой Гвардии» на круглом столе, который состоялся накануне.
На мероприятии представители областного и городского УМВД РФ, доцент кафедры административного и финансового права ТюмГУ и представители ассоциации юристов России обсуждали, как противостоять нелегальному игорному бизнесу в Тюменской области.
Во время проверки общественная организация «Молодая Гвардия» вместе с Фондом поддержки спорта и общественного правопорядка выявила игорные залы с вывеской «Государственная лотерея «Победа».
Отчетный видеоролик о мониторинге текущего состояния
игорных заведений/лотерей в городе Тюмени
Как сообщили представители правоохранительных органов, в некоторых из представленных в ролике игровых залов ими были осуществлены проверки. По результатам были составлены материалы и направлены в суд. Однако суд признал данные заведения соответствующими Федеральному закону о лотереях, сообщает ТРОО ВОО "МГЕР".
«Молодая Гвардия» выступает за более жесткую позицию по отношению к подобным игорным заведениям под вывеской «лотерея». Участники круглого стола рассматривали Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Так, например, ряд предложений был сконцентрирован на уточнении и дополнении терминологии (ст. 4, № 244-ФЗ): включить термин «запрещенный игровой автомат» и дать ему определение, внести поправки в Федеральный закон о лотереях и полностью устранить игры в электронной форме или с использованием сети Интернет.
«Люди, заинтересованные в процветании незаконного игорного бизнеса придумывают новые уловки. Поэтому наше законодательство всегда должно опережать их на шаг» - прокомментировал Павел Белявский, депутат Тюменской областной Думы.
«Борьба с незаконным игорным бизнесом включает в себя не только работу «на полях», которая, безусловно, эффективна и значима. Это также противодействие путем законотворчества. Поэтому сегодняшний круглый стол станет кирпичиком в барьере на пути незаконного игорного бизнеса. Результаты мониторинга игорной деятельности в Тюмени, в частности, государственной лотереи «Победа», будут переданы депутатам Государственной Думы для анализа и защиты интересов государства и граждан» - отметил Роман Чуйко, руководитель Тюменского отделения «МГЕР».
Источник: Региональный интернет-портал NashGorod.ru Тюмень.
Официальное заявление оператора всероссийских государственных лотерей «Победа»
31.07.2013 г.
В ответ на материал, опубликованный на сайте Прокуратуры Санкт-Петербурга, о лотерейном оборудовании, которое используется при реализации государственных лотерей «Победа», оператор заявляет следующее:
Всероссийские государственные лотереи «Победа» проводятся на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 № 964-р. При реализации государственного контракта на проведение государственных лотерей «Победа» для распространении лотерей используется сертифицированное торговое оборудование и программное обеспечение. Распространение лотерейных билетов при помощи оборудования соответствует требованиям действующего законодательства, отвечает требованиям к порядку проведения бестиражной лотереи и условиям, утвержденным приказом Федерального агентства специального строительства (Спецстрой России). В связи с этим нарушения, усматриваемые Прокуратурой Санкт-Петербурга, являются результатом неправильного толкования закона и непонимания процедуры проведения государственной бестиражной лотереи. При осуществлении своей деятельности оператор государственных лотерей на постоянной основе проводит консультации с представителями правоохранительных органов и общественностью по вопросам реализации лотерейных продуктов. В ближайшее время оператор предоставит все материалы в Прокуратуру Санкт-Петербурга в установленном законом порядке.
Государственный контроль
Организатором Всероссийских государственных лотерей Победа является Федеральное агентство специального строительства.
Организатором утверждены условия, согласно которым призовой фонд лотереи составляет 90% выручки от ее проведения. Это означает, что 90% от стоимости проданных билетов идут на выплату выигрышей.
Также условиями определено, что информация о выигрыше закладывается в билеты на стадии их изготовления, до начала распространения. Таким образом обеспечивается гарантированное наличие выигрышей в выпущенном тираже.
Федеральное агентство специального строительства, как Организатор лотереи, осуществляет строгий контроль за соблюдением этих условий.
Как говорится, дьявол кроется в деталях. Если проводить параллели с негосударственными всероссийскими лотереями, то в частном секторе функции и обязанности госконтроля и госнадзора за ними осуществляет ФНС России самостоятельно на стадии их организации при выдаче разрешений и в лице своих территориальных налоговых инспекций на этапе их проведения (ст. 21 Закона о лотереях, Письмо Минфина России и ФНС России от 19.11.2009 г. № ШС-22-2/876@ и Административный регламен ФНС по госнадзору за всероссийскими лотереями и целевым использованием выручки от их проведения). С государственными же лотереями, оказывается, все не так очевидно.
Согласно п. 4 Правил подготовки и представления документов для получения разрешения на проведение всероссийских государственных лотерей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2004 г. № 338, федеральное агентство, претендующее на проведение гослотереи в качестве организатора, должно представить в министерство, в подведомственности которого оно находится, проект условий.
В свою очередь, министерство должно вынести решение о проведении всероссийской государственной лотереи и направить его с приложением уже готового проекта условий лотереи Минфину России, Минэкономразвитию России, МВД России и ФАС России на согласование, вынесение заключения о целесообразности или нецелесообразности ее проведения, и визирование этого решения указанными министерствами (п.п. 4 и 5 Правил).
Вероятно на этой стадии и должна происходить правовая экспертиза условий проведения гослотереи на соответствие Закону о лотереях, а также их анализ на несмешение с азартными играми проверямой концепции лотереи.
Очевидно, что такое заключение должен давать главный федеральный лотерейный методолог – Минфин России в силу своих прямой специализации и полномочий по выработке государственной политики в сфере организации и проведения лотерей.
Затем согласованное с министерствами и завизированное ими решение о проведении гослотереи должно быть внесено в Правительство РФ, которое после вышеуказанной процедуры издает соответствующее распоряжение о проведения всероссийской государственной лотереи (п. 6 Правил).
Если же мы обратимся к пресс-релизам Федерального агентства специального строительства (Спецстрой России) об организации Всероссийских государственных лотерей «Победа», то хронология их организационных мероприятий явно не соответствует вышеприведенному регламенту.
Так 10.06.2010 г. было выпущено Распоряжение Правительства № 964-р о проведении в обычном режиме 4-х бестиражных и 12-ти тиражных всероссийских государственных лотерей «Победа» и предоставлении права выступить их организатором Спецстрою России.
Однако прием заявок на участие в конкурсе на разработку условий этих лотерей начался только 11.11.2010 г., в результате которого лишь 13.12.2010 г. был назван его победитель – ООО «Темпы роста» (ныне - ООО «Государственные лотереи «Победа») с предложением за 1 рубль и 14 дней разработать все условия этих лотерей.
Напрашивается логичный вопрос: какие же тогда проекты условий гослотерей «Победа» предоставлялись Минобороной России на согласование другим министерствам и российскому правительству, если к моменту вынесения распоряжения об их проведении открытый конкурс о выборе разработчика этих условий даже не начинался? Не говоря уже о качестве и профессионализме при их последующей разработке по цене одного коробка спичек и с цейтнотом по времени менее одного дня на одни условия.
Таким образом, ответы на вопросы о соблюдении законности при организации всероссийских государственных лотерей далеко не прозрачны, когда по сути «госконтролер» при разработке условий лотереи уже после решения Правительства РФ о ее проведении и ее организатор в лице министерства или федерального ведомства совпадают в одном лице.
С федеральным государственным надзором за проведением государственных лотерей ситуация еще более запутанная, но уже на нормативном уровне. Пунктами 3 и 5 Положения о государственном надзоре за проведением всероссийских лотерей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.09.2012 г. № 913 на ФНС России казалось бы были возложены обязанности по надзору за проведением гослотерей.
Согласно п. 6 Положения ее функции по госнадзору должны отражаться в соответствующем регламенте от Минфина России. Однако утвержденным им позднее Административным регламентом исполнения ФНС России госфункции по осуществлению госнадзора за проведением всероссийских лотерей, в том числе за использованием выручки от их проведения (Приказ Минфина России от 11.01.2013 г. № 14н) продекларированные полномочия федеральных налоговиков по надзору за гослотереями были полностью дезавуированы.
В соответствии с п. 4 этого Регламента предметом госнадзора стали только всероссийские негосударственные лотереи и их организаторы-юридические лица. Да и как ФНС России, к примеру, являясь подведомственным структурным подразделением Минфина России, могла надзирать за ним по проведению гослотерей в поддержку Зимних Олимпийских игр в г. Сочи 2014 г., в которых финансовое министерство является организатором, остается непонятным. Вернее, абсолютно ясно, что никак и не могла.
Что касается существования некого общественного контроля и утверждения оператором гослотерей «Победа» в ответ на действия Прокуратуры Санкт-Петербурга о постоянных консультациях с общественностью по вопросам реализации гослотерейных продуктов и гарантиях их надежности для участников лотерей, то, мягко говоря, это также не совсем соответствует действительности.
До настоящего момента, т.е. по прошествии более 2-х лет с 17.05.2011 г., когда был объявлен оператор гослотерей «Победа», не опубликован в открытых источниках и не размещен в правовых базах приказ Спецстроя об утверждении условий проведения этих лотерей с приложением полных юридических текстов их условий (по предположениям, это Приказ Спецстроя России от 20.06.2011 г. № 232).
Только неоднократные обращения непосредственно в Спецстрой России участников и СМИ «ЛОТЕРЕИ РОССИИ» в сентябре 2012 г. наконец-то заставили организатора опубликовать полные условия проведения 2-х бестиражных лотерей – «ВГБЛ-10 «Победа» и «ВГБЛ-11 «Победа». Однако ни текст самого приказа Спецстроя, ни полные тексты условий реализуемых уже других, тиражных гослотерей «Победа» («ВГТЛ-1 «Победа», проводимой под наименованием «Русское лото», «ВГТЛ-2 «Победа», проводимой под наименованием «Топ-3» и «ВГТЛ-4 «Победа», проводимой под наименованием «Государственная жилищная лотерея») до сих пор не обнародованы.
На официальном сайте этих государственных лотерей https://www.pobeda-lottery.ru размещены лишь их краткие описания и правила игр в вольной интерпретации. Поэтому, каким образом участник, считающий, к примеру, что его права и законные интересы нарушены не соответствующими законодательству условиями гослотереи, может обратиться в Верховный Суд РФ о признании приказа их утвердившего полностью или в части недействующим, если у него нет никакого доступа ни к полным юридическим условиям проведения, ни к самому приказу, поныне непонятно.