Стимулирующие мероприятия
- Понятие стимулирующего мероприятия
- Организатор стимулирующего мероприятия
- Правила стимулирующего мероприятия
- Заблуждения по поводу стимулирующих мероприятий
- Рекламные акции, не признаваемые стимулирующими мероприятиями
- Рекламные акции со случайными розыгрышами (бывшие стимулирующие лотереи)
- Стоимость услуг по разработке правил стимулирующего мероприятия
- Защита правил стимулирующего мероприятия и увеличение доверия участников
- Рекомендации для Сертификации правил и присвоения им Знаков доверия
К сведению: См. также «Стимулирующие лотереи и стимулирующие мероприятия в 2014 г. - новые запреты или новые возможности?!» в разделе «Экспертная консультация по стимулирующим мероприятиям»
Понятие стимулирующего мероприятия
Стимулирующее мероприятие – бесплатное мероприятие игрового (игра любого вида, случайный или вероятностный розыгрыш), соревновательного (конкурс, викторина и т.п.) или иного характера, проводимое в целях стимулирования реализации конкретного товара или услуги, для участия в котором участнику необходимо приобретать такие товар или услугу и результатом которого является возможное получение участником материального выигрыша (вещи, услуги, имущественного права, любой иной исчисляемой в денежном выражении выгоды).
Бесплатность участия в стимулирующем мероприятии подразумевает ...(закрытый текст)*
К сведению: См. также о понятии «стимулирующее мероприятие» в статье «Стимулирующие мероприятия: конфликт закона и рекламы»
Организатор стимулирующего мероприятия
Какие-либо специальные ограничения в отношении организатора (его юридического статуса - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, организационно-правовой формы, мест регистрации и нахождения, принадлежности к стимулируемым к реализации товару или услуге и т.п.) в действующем законодательстве отсутствуют.
К сведению: Организаторы стимулирующих мероприятий, не проводящие их на основании договора и обрабатывающие персональные данные (ПДн) участников, обязаны быть зарегистрированными в качестве операторов ПДн в Роскомнадзоре до начала обработки ПДн.
Правила стимулирующего мероприятия
Действующее законодательство не содержит норм, прямо регулирующих содержание правил стимулирующего мероприятия. Однако, если принять во внимание п. 15 ч. 3 ст. 5 и ст. 9 Закона о рекламе, регламентирующие рекламу стимулирующего мероприятия (а не содержание его правил), можно сделать выводы о том, что правила стимулирующего мероприятия должны включать информацию о/об:
- организаторе;
- общих сроках проведения (включая выплату, передачу или предоставление выигрышей)
- сроках направления участниками заявок на участие;
- правила определения победителей и/или выигрышей;
- количестве выигрышей по результатам стимулирующего мероприятия;
- сроках получения выигрышей;
- порядке получения выигрышей;
- месте получения выигрышей.
Так как стимулирующие мероприятия не являются мероприятиями, обязательно проводимыми на основании договора, если сам организатор добровольно не выбрал договорной порядок проведения стимулирующего мероприятия, то в случае обработки персональных данных (ПДн) участников стимулирующего мероприятия в его правилах необходимо соблюсти требования Закона о ПДн и указать информацию о/об:
-
- порядке и способе дачи согласия участником на обработку его ПДн (в том числе биометрических, если такие ПДн обрабатываются организатором) в перечне (объеме), не связанном с выполнением организатором обязанностей налогового агента;
- перечне (объеме) ПДн, обрабатываемых организатором в качестве налогового агента;
- правовых основаниях отсутствия необходимости получения согласия участника на обработку его ПДн в перечне (объеме), необходимом для выполнения организатором обязанностей налогового агента.
Если согласие участника стимулирующего мероприятия на обработку его ПДн получается путем его присоединения к правилам стимулирующего мероприятия как к формуляру и тексту договора присоединения путем совершения определенных действий (помимо покупки товара или услуги), позволяющих установить, что заключение договора и согласие исходит от конкретного участника, и об этом есть указание в правилах, а также перечень (объем) ПДн и действий (операции), совершаемых с ПДн, реально необходим для заключения и исполненеия договора на участие в стимулирующем мероприятии, то рекомендуется указать дополнительно информацию о/об:
-
- целях обработки ПДн;
- перечне (объеме) орабатываемых ПДн;
- сроках обработки, хранения и уничтожения (обезличивания) ПДн;
- действиях (операциях), совершаемых с ПДн;
- порядке отзыва участником согласия на обработку ПДн;
- порядке направления участником требования об уточнении, блокировке и уничтожении его ПДн;
- порядке направления участником запроса для получения от организатора сведений согласно ч. 7 ст. 14 Закона о ПДн и предоставления таких сведений организатором;
- лицах, уполномоченных организатором на обработку ПДн;
- правовых основаниях отсутствия необходимости получать согласие участника на обработку его ПДн в связи с заключением и исполнением договора организатором и (или) выполнения им обязанностей налогового агента;
- порядке получения согласия на обработку биометрических ПДн, если такие ПДн обрабатываются организатором.
К сведению: См. также Услуги по разработке и оформлению Правил стимулирующего мероприятия
Заблуждения по поводу правовой природы и законодательного регулирования стимулирующих мероприятий
На рынке организации и проведения стимулирующих мероприятий распространено мнение, что их законно проводить, помимо упраздненной с 30.01.2014 г. формы стимулирующей лотереи, только в виде публичных конкурсов или публичного обещания награды... (закрытый текст)*
Еще одним устоявшимся «мифом» является то, что стимулирующее мероприятие многим представляется рекламой. Однако Закон о рекламе регулирует лишь рекламу самого мероприятия – распространение о нем и его проведении информации, адресованной неопределенному кругу лиц определенными способами (вернее сказать, определенные способы не признаются рекламой), а не само мероприятие... (закрытый текст)*
- Не являются стимулирующими мероприятиями в полном смысле этого правового понятия согласно Закону о рекламе и разъяснениям ФАС России и не требуют написания юридических правил стимулирующего мероприятия (соблюдения положений в соответствии с Законом о рекламе) следующие мероприятия:... (закрытый текст)*
Порядки и алгоритмы розыгрышей в стимулирующих мероприятиях, реализующих принцип случайности определения выигрышей и (или) выявления победителей (бывшие стимулирующие лотереи)
(закрытый текст)*
Защита правил стимулирующего мероприятия перед контролирующими органами и повышение к ним доверия участников (Сертификация правил стимулирующего мероприятия по присвоению Знаков доверия)
В стимулирующих мероприятиях права и законные интересы их участников, по сути, ничем не защищены и не охраняются, за исключением административной ответственности организаторов за ненадлежащую рекламу стимулирующего мероприятия и нарушения законодательства о персональных данных участников, а также обязанности компенсировать моральный ущерб субъекту персональных данных по решению суда.
Закон о защите прав потребителей не распространяет свое действие на организацию и проведение стимулирующих мероприятий, а участник даже в случае победы лишен судебной защиты своего права на истребование выигрыша.
Если Заказчику небезразличны при проведении стимулирующего мероприятия его имиджевая сторона, права участников стимулирующего мероприятия, и он добровольно готов соблюдать баланс интересов организатора и участников, то для него будут актуальны услуги по Cертификации правил стимулирующего мероприятия и присвоения им Знаков доверия Ассоциации по защите прав и законных интересов участников лотерей, стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий.
Любой Знак доверия также «автоматически» свидетельствует, что правила стимулирующего мероприятия прошли дополнительную независимую юридическую экспертизу на соблюдение действующего законодательства не только в части соблюдения прав и законных интересов участников, но и в части любых иных требований контролирующих органов, так как никаким изначально незаконным мероприятием невозможно гарантировать права его участников.
Информация о стимулирующем мероприятии с Сертификатом и присвоенным Знаком доверия размещается в Галерее «ПРОВЕРЕННЫЕ АКЦИИ И ЛОТЕРЕИ» на Главной странице Консультационного портала «ЛОТЕРЕИ РОССИИ. Агентство лотерейных услуг», в разделе «Надежные рекламные акции и лотереи», сертифицированные Правила стимулирующего мероприятия с присвоенным Знаком доверия публикуются в электронном СМИ «Вестник Всероссийских стимулирующих лотерей».
К сведению: См. подробнее о Сертификации правил стимулирующих мероприятий по присвоению Знаков доверия.
Рекомендации для Сертификации по присвоению Знаков доверия
Самая главная рекомендация - не указывать в правилах стимулирующих мероприятий всяких лишних прав организатора и дополнительных обязанностей участников в целях мнимой перестраховки от возможных конфликтов с участниками. В любом случае, все, о чем организатор умолчал, он a priori вправе делать по своему усмотрению, если это прямо не запрещено законодательством или не предусмотрен какой-то специальный законодательный порядок реализации таких прав организатора или обязанностей участников.
Получение согласий участников на использование их изображений, избыточных персональных данных, в том числе не связанных непосредственно с проведением стимулирующего мероприятия, рассылки в их адрес рекламы электронными способами лишь посредством правил стимулирующего мероприятия без получения отдельного согласия участников и, тем более, без предоставления им права отозвать такое согласие без потери права на участие в стимулирующем мероприятии - незаконно и, соответственно, ничтожно (недействительно без необходимости подтверждения решением суда) в порядке ст. 168 ГК РФ.
При этом, если в правилах стимулирующего мероприятия не указано, что они являются текстом договора, т.е. двусторонней сделкой между организатором и участником, то на них в полной мере распространяются основания недействительности сделок как на одностороннюю сделку.
Из нашей почти десятилетней практики организации и проведения стимулирующих лотерей и стимулирующих мероприятий ни один победитель ни разу не отказал потом предоставить свои необходимые персональные данные, а также не возражал против предоставления своего отдельного согласия на использование его изображения в связи с получением выигрыша, поэтому изначальное «превентивное» включение незаконных положений в правила стимулирующих мероприятий ничем не обосновано.
По сути, требования для сертификации правил стимулирующего мероприятия и присвоения им Знака доверия сводятся к двум концептуальным моментам:
- указание в правилах стимулирующего мероприятия о том, что оно проводится на основании договора, в целях предоставления участникам охраны их прав и законных интересов обязательственным договорным правом;
- неуказание незаконных дополнительных прав организатора и обязанностей участников в целях не ущемления еще больше и без того практически неохраняемых законодательством прав и законных интересов участников.
*Закрытый текст доступен только после регистрации на сайте: