Негосударственные лотереи
Получено разрешение на проведение всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «ЧЕСТНОЕ ЛОТО» со сроком проведения 5 лет (организатор - ООО «ЧЕСТНОЕ ЛОТО»). При регистрации лотереи присвоен номер в ГРВЛ ч. 1 - Н200Б/001119ФНС.
- наличие 6-ти фиксированных цен лотерейных билетов;
- огромное количество выигрышей (1 330 номиналов) в каждой серии лотерейных билетов;
- наличие шрих-кода (QR-кода) на лотерейном билете для считывания с него закодированной информации при учете хранения и реализации билетов и их идентификации при выплате выигрышей.
Добавление каждой серии (фиксированной цены, номинала цены) лотерейного билета влечет за собой и необходимость введения новых номиналов (размеров) выигрышей. Что, в свою очередь, ведет к описанию в условиях дополнительного распределения призового фонда, предназначенного для такой серии билетов. Таким образом, в итоге по факту получается объединение несколько бестиражных лотерей с одноименными наименованиями, одинаковыми концепциями и сроками проведения в одной.
Согласно текущей практике ФНС России при проверке условий лотереи на соответствие законодательству федеральному контролеру удобнее и понятнее, когда для каждой фиксированной цены лотерейного билета указана таблица распределения призового фонда по выигрышам, где их общий размер равен объявленному размеру призового фонда в процентах.
Отражать соотношение призового фонда для определенной серии к общему размеру призового фонда лотереи, а затем уже описывать соблюдение процентного соотношения призового фонда серии к предполагаемой выручке от продажи лотерейных билетов для каждой фиксированной цены является неоправданно сложным и, в принципе, ненужным.
Более того, в будущем при проведении лотереи вполне может сложиться ситуация, когда организатор откажется от изготовления и распространения каких-либо серий лотерейных билетов. Поэтому заявленное в условиях соотношени призового фонда для каждой фиксированной цены билета к общему призовому фонду лотереи и, соответственно, необходимость его соблюдения при распространении билетов и выплате выигрышей может в итоге сыграть плохую службу.
Если необходим так называемый «шаг» увеличения по выигрышам, например в 5 рублей, то их количество на одну серию становится непомерно огромным. Некоторыми организаторами, как им кажется, найден выход из положения описанием в условиях диапазона выигрышей в виде «от ____ и до ____ рублей». Однако, на наш взгляд, подобная панацея является не только некорректной, но и незаконной.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о лотереях порядком розыгрыша в бестиражных лотереях является выявление участником на лотерейном билете скрытых надписей, рисунков или знаков и сопоставление выявленной информации с условиями. Если это положение еще как-то соблюдается выявлением номинала выигрыша под скретч-слоем и подтверждением его нахождения в диапазоне выигрышей при обращении к условиям, то другие не менее важные требования законодательства уже никак не могут быть исполнены.
Во-первых, при проверке условий невозможно понять, сколько выигрышей в каком точном размере заложены в призовом фонде лотереи. Во-вторых, никто не отменял требования об указании точных размеров выигрышей, а не диапазона, в котором они находятся, на лотерейном билете (п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона о лотереях). Конечно, указать большое количество точных номиналов выигрышей также невозможно на лотерейном билете, но ссылка на пункт условий, где можно с ними ознакомиться, решает эту проблему, что невозможно сделать при отражении в условиях лишь диапазона выигрышей.
Следует отметить и сложности при введении большого числа выигрышей в бестиражных лотереях, как посредством указания диапазона выигрышей, так и их точных размеров, для изготовления лотерейных билетов. В некоторых спецтипографиях программное обеспечение и оборудование позволяют печатать не более 12-ти номиналов выигрышей в изготавливаемой партии (серии) билетов. Поэтому поиск полиграфистов, которые возьмутся за такой заказ, и невозможность ограничиться небольшим предварительным тиражом лотерейных билетов необходимо сразу принять во внимание.
Об использовании штрих-кода (QR-кода) на лотерейном билете мы уже давали свои комментарии. Помимо отсутствия прямых указаний в законодательстве о подобных реквизите, элементе или способе защиты для печатной продукции уровня «Б» негативное отношение ФНС России к нему вызвана и тем, что организаторы по итогу при проведении лотерей используют штрих-код не для идентификации ими выигрышных лотерейных билетов, предъявленных победителями для получения выигрышей, а водят этап идентификации самими участниками билета на выигрыш и проигрыш посредством электронных терминалов или иного оборудования, что изначально не заявлялось в условиях, представленных для получения разрешения.