Стимулирующие лотереи
Зарегистрирована (получено право на проведение) всероссийская стимулирующая лотерея «Фестиваль подарков от Garnier» (Организатор - ООО «Полевой центр маркетинговых услуг «Регион»), организованная в целях рекламы крем-краски Garnier Olia в магазинах «Магнит Косметик». Стимулирующей лотерее присвоен номер в ГРВЛ ч. 2 - Н200С/002849ФНС.
Из-за небрежности законодателей при формулировке изменений в ст. 9 Закона о лотереях похоже, что далеко не все понимают, зачем вообще введен в ее вторую часть новый пункт 9. Напомним, что причина тому - очередные шаги по имплементации в российское законодательство общих принципов Конвенции Совета Европы № 108 «О защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера» (Страсбург, 28.01.1998 г.), одним из которых является необходимость исключить обработку и хранение данных для неопределенных целей или незаконных целей, изначально не связанных с целями, для которых собирались ПДн (п. 41 Пояснительно Доклада к Конвенции).
Конвенция не содержит каких-либо материальных норм прямого действия, и реализация ее положений должна решаться внутренним национальным правом каждой страны-участницы. Основным федеральным нормативным актом, выполняющим эту роль в России, является Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», цель которого - защита прав и свобод человека и гражданина при обработке его ПДн, в том числе защита прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 2 Закона о ПДн).
Все иные федеральные законы могут лишь дополнять Закон о ПДн с учетом особенностей тех отношений, которые они регулируют (ч. 1 ст. 4 Закона о ПДн). Поэтому случай отражения согласно новым дополнениям в Закон о лотереях в пункте 9 условий стимулирующих лотерей информации о ПДн участников необходимо рассматривать в общем контексте норм о защите ПДн, а не как возможность организатору получить согласие участника на обработку его личных данных «на все случаи жизни».
Таким образом, новый пункт направлен прежде всего на исполнение ч. 7 ст. 14 Закона о ПДн об информировании участников в целях гарантий соблюдения их прав на защиту своих ПДн. Организатор, помимо перечисления обрабатываемых ПДн, способов и сроков их обработки и т.д., должен прежде всего обосновать, что этот перечень не является избыточным и действительно нужен ему в целях заключения и/или исполнения договора на участие в стимулирующей лотерее.
Напомним, что принципиальные основы проведения лотереи не требуют сбора и обработки ПДн участников, так как их идентификация и персонализация победителей происходит не по личным данным физических лиц, а путем сверки уникальных номеров, серий и игровых комбинациий в базе данных организатора с аналогичной информацией на лотерейном билете или его заменителе, которые согласно п. 5 ст. 2 Закона о лотереях служат дукументами, оформляющими договор на участие в лотерее, а также для получения выирыша, при признании их выигравшими (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о лотереях).
Не претендуя на истину в последней инстанции, предлагаем ознакомится с нашим вариантом описания пункта 9 в условиях всероссийской стимулирующей лотереи «Фестиваль подарков от Garnier». Раз уж этот пункт появился, хотя мы лично ставим под сомнение его правовую целесообразность, то надо понимать и принимать во внимание правовые критерии его формирования.
Полагаем, что каждый организатор при подготовке механики стимулирующей лотереи и в ее последующем описании в условиях должен стремиться прежде всего не к тому, чтобы предельно полно и юридически изощренно описать порядок работы с ПДн, а к тому, чтобы максимально избежать поводов, требующих получение согласия участников на обработку их личных данных. Лучший способ защиты чужих ПДн – это вообще их не собирать без крайней на то необходимости.