Сбербанк хочет монополию на проведение лотерей
С жалобой на несовершенство российского лотерейного законодательства к министру экономического развития Эльвире Набиуллиной обратился президент Сбербанка Герман Греф. Продажи лотерей в России существенно ниже, чем даже в Восточной Европе, сетует Греф: в России человек тратит в среднем $1,5 в год на лотерейную продукцию, а в Польше — $30, в Венгрии — более $70, в Западной Европе — до $420. Доверие к лотереям отсутствует, продолжает Греф, только 9,2% взрослого населения приобретает лотерейные билеты чаще трех раз в год.
Основная причина Сбербанку видится в пробелах в законодательстве: оно позволяет использовать игровые автоматы под видом лотерей; попустительствует нецелевому использованию выручки; ограничивает частоту проверок лотерейных компаний одной в три года. Объем рынка Сбербанк оценил в $200-230 млн в 2010 г.
Банк предложил поправки в закон «О лотереях»: нужно не допускать появления новых негосударственных, муниципальных и региональных лотерей. Прозрачности рынка, по мнению банка, будут способствовать финансовые требования к операторам лотерей: уставный капитал — не менее 300 млн руб., внесенных деньгами, банковская гарантия на три года на выплату целевых отчислений, которые могут быть только выплатами в бюджет. Сбербанк требует также прекратить использование игровых автоматов под прикрытием лотерей: билет может быть только на материальном носителе.
Правительство поручило Минэкономразвития и другим ведомствам представить предложения о реформировании лотерейного рынка, в том числе для повышения его бюджетной эффективности, говорит директор департамента министерства Иван Осколков: у отрасли есть потенциал, обсуждается государственная монополия на право проведения лотереи.
«Проводить лотереи будут частные операторы, — объясняет Осколков, — но количество лотерей и их формат будет определять государство». Требования к операторам нужны, но подробно они пока не разрабатывались, продолжает он, обсуждается и поступление целевых отчислений от лотерей только в бюджет: «Сейчас они генерируются в бюджет всего несколькими лотереями, а статистики по сборам от их проведения просто нет».
Разрешения на лотерейный бизнес выдает Федеральная налоговая служба, в ее реестре на 4 мая 2011 г. более 3700 лотерей. Минимум половина выручки от продажи билетов идет в призовой фонд, 20-30% — на производство и распространение, 10% — целевые отчисления, а оставшееся делят оператор и организатор лотереи.
«Полноценная госмонополия не получится, тогда государство должно стать организатором, оператором и распространителем, а это сотни миллионов долларов затрат на построение системы, — говорит топ-менеджер крупной лотерейной компании. — Предложенная полумера не сильно переменит существующую ситуацию: разрешения и так выдает госорган».
Источник: Сбербанк России
Под это идет и подтасовка фактов про якобы более 3 700 лотерей в государственном реестре. Дело в том, что, во-первых, 2 180 из них – это стимулирующие лотереи, т.е. обычные рекламные акции, а не платные лотереи.
Во-вторых, выданных разрешений на платные всероссийские лотереи всего 968, из них часть отозвана, а у какой-то части срок действия истек. Последнее число 1 793 в реестре (видимо, было сложено 2 180 записей в ГРВЛ ч. 2 и 1 793 записей в ГРВЛ ч. 1, чтобы получить «более 3 700») касается не только регистрации новых лотерей, но и вносимых изменений в условия уже зарегистрированных лотерей.
Нумерация в ГРВЛ сквозная для всех записей. К слову, как государство эффективно осуществляет менеджмент и развитие в лотерейной сфере, наглядно показала сложившаяся ситуация с «Гослото».