Зарегистрирован в Минюсте, опубликован и вступит в силу с 01.07.2012 г. новый Приказ Минфина о формах и сроках отчетности о лотереях и стимулирующих лотереях
Отчеты о всероссийских государственных, негосударственных, а также стимулирующих лотереях должны представляться организаторами лотерей в Федеральную налоговую службу.
Отчеты о соответствующих региональных лотереях представляются в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Отчеты о зарегистрированных на территориях субъектов РФ региональных негосударственных и стимулирующих лотереях, а также муниципальных лотереях представляются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в Федеральную налоговую службу.
Отчеты, годовые и квартальные, должны содержать сведения, в частности, о количестве изготовленных и распространенных лотерейных билетов, их изготовителях (для негосударственных лотерей), составе тиражной комиссии (для тиражных лотерей), сформированном призовом фонде, фактически выплаченном призовом фонде, количестве и сумме невостребованных выигрышей, перечисленных целевых отчислениях и т.д.
Источник: КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 22.06.2012
I. Об отчетности
Напомним, что к 2009 г. ФНС России «утомилась» сама одна расхлебывать контроль за всероссийскими лотереями и стимулирующими лотереями, которые массово и повсеместно начали использовать представители игорного бизнеса, запрещенного вне специальных зон, и Письмом от 04.05.2009 г. № ШТ-22-2/364@ напомнила территориальным ИФНС, что они также входят в единую централизованную систему налоговых органов и должны взять на себя обязанности по принятию и проверке отчетности о всероссийских лотереях и стимулирующих лотереях.
Такая вероятно вынужденная инициатива федералов до сих пор имеет нерешенные проблемы. Специалистов по лотереям в России можно пересчитать по пальцам, налоговых инспекторов в отношении контроля за лотерейной деятельностью никто толком систематически не обучает, не проводит специализированных семинаров и не выпускает необходимых методических инструкций по противоречивому и недоработанному законодательству о лотереях.
По итогу практически в каждой ИФНС роль контролера за лотереями вынуждены брать на себя заместители начальников, которые для перестраховки и из-за отсутствия опыта и компетенции проявляют, на наш взгляд, излишне репрессивное отношение к организаторам лотерей и стимулирующих лотерей по различного рода несущественным формальностям. Полагаем, что система представления отчетов о проведении всероссийских лотерей и стимулирующих лотерей по месту налогового учета организаторов не изменится.
С введением нового Приказа Минфина по отчетности о лотереях утрачивают силу Приказ Минфина РФ от 09.08.2004 г. № 66н «Об установлении форм и сроков отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей» для негосударственных и стимулирующих лотерей и Приказ Минфина РФ от 16.09.2004 г. № 83н, утвердивший правила контроля за проведением, а также формы и сроки предоставления отчетов для государственных лотерей. В связи с этим попробуем в режиме экспресс-анализа проанонсировать, какие изменения ждут организаторов с 01.07.2012 г.
Для всероссийских (региональных) государственных лотерей:
- Появилась отдельная унифицированная форма отчетности для всероссийской (региональной) государственной лотереи, раньше форма отчета для государственной лотереи и для негосударственной, проводимой от имени муниципального образования, была общая.
- В отчете нет больше надобности указывать конкретные мероприятия, утвержденные условиями лотереи, на которые были перечислены целевые отчисления, теперь достаточно отражения общей суммы таких отчислений, перечисленных в соответствующих бюджет (федеральный или региональный).
Для всероссийских (региональных) негосударственных лотерей:
- Исключена из отчета строка о затратах, связанных с проведением лотереи (расходов на изготовление лотерейных билетов и их реализацию, рекламу, погашение и выплату % по кредитам и т.д.).
- Уточнено, что необходимо приводить утвержденные условиями лотереи конкретные мероприятия, на которые идут целевые отчисления, а не отписку в виде общих фраз о целях и задачах из устава некоммерческой организации – получателя целевых отчислений.
- В отчете теперь надо отражать валовую и чистую прибыль организатора.
- Добавлена необходимость указания интернет-ресурса, если результаты розыгрышей тиражей по тиражным и комбинированным лотереям размещались в Интернете.
Для всероссийских (региональных) стимулирующих лотерей:
- Появились графы для указания государственного регистрационного номера стимулирующей лотереи, а также наименования товара (услуги), с реализацией которого связано ее проведение;
- Формально подтверждена обязанность представления отчета и в связи с досрочным прекращением стимулирующей лотереи в течении 30 дней со дня такого прекращения, раньше об этом можно было догадаться только логически. Здесь уместно отметить текущую практику ФНС России, не урегулированную Административным регламентом по ведению госреестра: госорган делает запись в ГРВЛ ч. 2 о досрочном прекращении стимулирующей лотереи в графе с присвоенным ей регистрационным номером, если ему поступает такая инофрмация от организатора либо местной ИФНС, хотя ни один документ не обязывал организатора сообщать об этом в ФНС или территориальную налоговую, за исключением публичного уведомления участников.
- Больше не надо отражать в отчете суммы затрат на изготовление заменителей лотерейных билетов.
- Добавлена необходимость указания интернет-ресурса, если результаты розыгрышей тиражей по тиражным и комбинированным стимулирующим лотереям размещались в Интернете.
Обобщая комментарий по новым формам отчетов, добавим, что, как и раньше, к ним не хватает подробной инструкции по расшифровке граф. Утверждать, что все их наименования абсолютно интуитивно понятны для заполнения, на наш взгляд, не приходится.
II. О проверках, приостановлениях и отзывах действия стимулирующих лотерей
Полагаем, немаловажно отметить, что с упразднением вместе с Приказом Минфина РФ № 66н и Приложения № 4 к нему - «Правила проведения стимулирующей лотереи», в частности, п.п. 5 и 6 этого Приложения, и вступлением в силу изменений в Закон о лотереях о госнадзоре за их проведением в редакции Федерального закона от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ нормативные новеллы имеют не только "косметический" характер в отношении уточнения форм и содержания отчетности, но и существенно затрагивают объем полномочий ФНС России и уполномоченных органов по контролю и надзору за проведением стимулирующих лотерей, наконец-то, устраняя противоречия между положениями главного лотерейного закона и его подзаконными актами.
С 01 июля 2012 г. уполномоченные в сфере лотерей исполнительные органы больше не наделяются некоторыми функциями государственного надзора за стимулирующими лотереями и однозначно утрачивают в отношении них свои следующие ныне действующие (а, по нашему мнению, и сейчас прямо противоречащие Закону о лотереях) права и обязанности:
1) проводить плановые проверки по стимулирующим лотереям, так как теперь основанием для назначения подобной проверки будет являться истечение года со дня выдачи разрешения на проведение лотереи (п. 1 ч. 5 ст. 21 Закона о лотереях в новой редакции), но при регистрации стимулирующей лотереи никакого разрешения не выдается, а ее срок проведения не может быть более года;
2) направлять своих представителей для работы в составы тиражных комиссий при проведении розыгрышей тиражных и комбинированных стимулирующих лотерей (что в п. 5 Приложения № 4 к Приказу Минфина № 66н прямо противоречило ч. 3 ст. 18 Закона о лотереях, где для права уполномоченных органов направлять своих представителей в тиражные комиссии с самой первой редакции Закона о лотереях от 11.11.2003 г. сразу было введено ограничение - "за исключением тиражных комиссий стимулирующих лотерей");
3) обращаться в суд с заявлением об отзыве действия стимулирующей лотереи с одновременным вынесением решения о приостановлении ее действия до вступления в силу решения суда в случаях нарушения организатором условий лотереи, требований законодательства либо представления неполной или недостоверной информации, что теперь будет соответствовать ч. 5 ст. 20 Закона о лотереях, где указано про отзыв действия в отношении разрешений по платным лотереям с оговоркой "за исключением стимулирующих лотерей".
Части 2-4 ст. 24 Закона о лотереях подтверждают, что порядок отзыва в случае выявления нарушений возможен лишь в отношении разрешения на проведение лотереи, которое для проведения стимулирующей лотереи не выдается. Таким образом, Письмо Минфина России и ФНС России от 19.11.2009 г. № ШС-22-2/876@ также теряет свою актуальность в части рекомендаций территориальным ИФНС по плановым проверкам и порядку приостановления и судебного отзыва действия стимулирующих лотерей.
Представляется, что разумность логики законодателя здесь казалось бы очевидна: судебный процесс вместе с апелляционным и кассационным обжалованиями может длиться целый год, а приостановленное действие стимулирующей лотереи, в случае вынесения по итогу тяжбы положительного решения для организатора, обратно не вернешь, так как срок ее проведения может потерять не только свою рекламную актуальность, но и попросту закончиться. И возможность списания затрат на "восстановленную" судебным актом как законно проводимую стимулирующую лотерею в расходы в целях налогообложения в пределах рекламного лимита вряд ли будет являться для организатора достаточным утешением.
Но, к сожалению, только наметившаяся тенденция построения непротиворечивой системы правового института лотерейного законодательства, которую так долго ждали организаторы и специалисты по лотереям, может быть опять повергнута обратно в многолетие правового нигилизма (если не сказать, чиновничьего беспредела). В недрах федерального налогового ведомства зреет проект Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
Его можно обнаружить размещенным от 02.06.2011 г. в 14:19 на сайте ФНС России в разделе Проекты административных регламентов Федеральной налоговой службы, и согласно Плану мероприятий ФНС России по реализации концепции административной реформы в РФ на 2010 г. (Приложение № 4 к Приказу ФНС России от 16 ноября 2009 г. № ММ-7-1/553@) новый регламент должен был быть согласован и утвержден с Минфином еще в 2010 г.
Мало того, что в этом "юридическом мутанте" указано, что исполнение госфункции ФНС по осуществлению контроля и надзора за проведением всероссийских лотерей и стимулирующих лотерей регулируется одиозным и с 01.07.2012 г. уже недействующим Приказом Минфина РФ № 66н, в нем также "восстанавливаются" все ранее нами перечисленные как утрачиваемые и прямо противоречащие Закону о лотереях функции надзора федералов совместно с УФНС и ИФНС за проведением всероссийских стимулирующих лотерей.
Более того, к нам последнее время обращаются с вопросами организаторы региональных и муниципальных стимулирующих лотерей, которые недоумевают от инициатив уполномоченных органов в регионах и муниципальных администрациях, рассматривающих этот проект уже сейчас как практически утвержденные алгоритм для своих действий при проверках проведения региональных (муниципальных) стимулирующих лотерей и инструкцию для разработки своих местных регламентов. Остается только надеяться, что если Минфин и ФНС подобную редакцию регламента все же согласуют и утвердят, то хотя бы экспертиза Минюста остановит его регистрацию и вступление в силу.
III. О порядке, сроках и способах получения выписки о регистрации и запрета проведения всероссийской стимулирующей лотереи
Таким образом, с утратой юридической силы рассматриваемого приказа с 01 июля 2012 г. ФНС России:
1. не обязана использовать способ направления выписки из ч. 2 ГРВЛ в форме нарочного ее вручения представителю организатора, так как ни один из Административных регламентов - ни по ведению госреестров лотерей, ни по рассмотрению уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей - вообще не содержит подобного положения, т.е. нормативно даже формально не дает такой потенциальной возможности для госоргана;
2. не обязана соблюдать 15-дневный срок направления организатору всероссийской стимулирующей лотереи запрета на ее проведение, так как новый Административный регламент по рассмотрению уведомлений о всероссийских стимулирующих лотереях требует соблюдения вышеуказанного срока лишь для вынесения решения и оформления запрета (п.п. 53 и 55), что касается его направления по почте либо вручения нарочно, то никаких сроков, кроме оговорки про вручение согласно графику приема посетителей (п. 58), в регламенте не установлено.
Напомним также, что срок предоставления выписки о регистрации всероссийской стимулирующей лотереи - 30 дней со дня получения ФНС России запроса от организатора о ее предоставлении (п. 39 Административного регламента по ведению госреестров лотерей).
Таким образом, перспектива получения необходимого документа дней через 40-45 после регистрации стимулирующей лотереи по почте на юридический адрес организатора из-за направления его госорганом в последний день установленного срока выглядит вполне реальной, а, самое главное, теперь еще и нормативно абсолютно оправданной по действиям чиновников.
К сведению: Cм. Приказ Минфина России от 26.04.2012 N 53н "Об утверждении форм и сроков представления отчетности о лотереях" (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2012 г. № 24609, опубликован в "Российская газета" № 141 от 22.06.2012 г., начало действия документа - 01.07.2012 г.), а также проект Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей