Игры с государством
Государственные лотереи не приносят бюджету тех денег, которые обещали чиновники, придумавшие "Гослото". Но правительство уже поддалось азарту и выдает новые разрешения одно за другим. Растущий рынок может доиграться до создания госкорпорации и запрета негосударственных лотерей.
Игры чиновников
Больше года Минспорттуризм пытается отсудить у оператора лотереи "Гослото", компании "Орглот", 2 млрд руб., которые она задолжала федеральному бюджету. Пока безрезультатно. В сентябре истечет срок госконтракта на проведение лотереи. Согласно закону "О госзакупках", продлить его нельзя. Казалось бы, на этом история "Гослото" должна закончиться.
А вот и нет. Минспорттуризм еще не наигрался. Несколько месяцев назад Виталий Мутко добился права на организацию пяти новых лотерей. "Лицензия оператора "Гослото" истекает, но мы бы хотели продолжить сотрудничество: это качественный продукт",— сообщил журналистам министр. Как это вяжется с судами и угрозами инициировать банкротство?
Проект "Гослото" стартовал в 2005 году, когда вышло распоряжение правительства о наделении Росспорта полномочиями организатора лотереи. Конкурс завершился победой компании "Орглот", которая гарантировала, что за десять лет проведения лотереи выплатит государству 27 млрд руб. "Цифры, которые чиновники прописали в контракте, бьются разве что с приблизительной оценкой потенциала рынка, которую еще в 2003-2005 годах делала американская лотерейная компания GTECH,— говорит Игорь Динес, председатель совета директоров компании "Лотереи Москвы", автор действующего закона "О лотереях".— При этом ни GTECH, ни другие российские или зарубежные игроки взяться за реализацию проекта не решились, хотя и присматривались к нему. Оператором стала компания, которую связывают с руководством Росспорта".
В июле 2010-го Счетная палата заявила, что целевые отчисления в федеральный бюджет от проведения лотереи в 2006-2009 годах составили лишь 2 млрд руб., вдвое меньше плана.
При этом из выручки от проведения лотереи было перечислено всего 184 млн руб., остальное — за счет кредита Газпромбанка, первоначального акционера проекта. В 2009 году у "Орглота" появился новый менеджмент. С тех пор "Гослото" принесло бюджету еще 600 млн руб. Вместе с "Гослото", оборот которого в прошлом году достиг 2 млрд руб., вот уже несколько лет растет весь лотерейный рынок — на 50% в год.
Текущие показатели министерство устраивают, но это не ставит точку в конфликте. "Виталий Мутко продолжит критиковать "Орглот" — министр ведь не может взять и простить долг",— говорит Игорь Динес. Между тем не исключено, что менеджеры, которых глава ведомства все больше хвалит, к этой компании имеют лишь косвенное отношение. Один из собеседников из числа участников рынка утверждает, что "Орглот" операционной деятельностью давно не занимается, вместо него проектом управляет другая компания — "Торговый дом "Гослото"".
Когда закончится действующий контракт, "Орглот" можно будет с легким сердцем обанкротить: в конкурсе примет участие фактический оператор лотереи. Кстати, на этот раз чиновники не требуют ничего невозможного: бюджет должен получить всего 5 млрд руб. до 2020 года. "Распоряжение правительства о новых лотереях я расцениваю как продление отношений с действующим оператором "Гослото",— говорит Игорь Динес.— Трудно представить, что министерство выберет кого-либо еще. Я, например, ставлю новым управленцам пятерку".
Ситуацию, правда, осложняет спор, который в феврале возник между акционерами "Орглота". Один из них, венгерский девелопер Шандор Демьян, вмешался в управление, назначив новых гендиректора и совет директоров. Совладелец "Орглота", автодилер Александр Варшавский, счел решения нелегитимными и обратился в суд. Дальнейшего развития этот сюжет пока не получил.
Игры с государством
Если история "Гослото" в его нынешнем виде все же прервется, Россия без большой государственной лотереи не останется. Предложение Виталия Мутко о запуске новых лотерей в феврале обсуждалось на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова. В качестве альтернативы "Гослото" говорили о другом проекте — компании "Спортлото Сбербанка", которая сейчас развивает организованные Минфином моментальные лотереи в поддержку сочинской Олимпиады. Компания имеет право проводить и тиражные лотереи, победители которых определяются в ходе розыгрыша (то есть такие, как "Гослото"), но пока этого не делает.
Но нужно ли это Сбербанку? Год назад, когда Герман Греф просил Минэкономразвития запретить в России любые лотереи, кроме государственных, на этот вопрос можно было ответить утвердительно. Сейчас, по словам собеседников "Денег" из числа участников рынка, ходят слухи о том, что Сбербанк может продать лотерейный бизнес. В числе возможных покупателей называют финскую лотерейную компанию Veikkaus. Пресс-служба банка от комментариев воздержалась.
"Пока Сбербанка на лотерейном рынке, по сути, нет: получив компанию "Спортлото", которую я когда-то организовал, он распространяет моментальные лотереи в основном в своих отделениях,— говорит экс-владелец "Русского лото" Элмурод Расулмухамедов.— Трудно назвать это присутствием на рынке. Слышал ли я, что Сбербанк может продать лотерейный бизнес? Я слышал обо всем". У "Гослото" могут появиться и другие конкуренты. Есть лотереи "Победа" Минобороны. Лицензией на проведение лотерей располагает и Минсвязи. Другое дело, что Минсвязи свой лотерейный проект, похоже, похоронило, а тиражные лотереи "Победа" ("Топ-3" и "Русское лото") продаются на сайте "Гослото". Условия договора компании не разглашают.
Еще один сценарий развития рынка — создание лотерейной госкорпорации. В апреле этого года директор компании "Российские лотереи" Сергей Стрельников обратился с этой идеей к помощнику президента Аркадию Дворковичу. Согласно замыслу, корпорация должна быть создана на базе госкомпании "Российские лотереи". Сейчас лотерей она не проводит, но Сергей Стрельников уверен в своих силах: к 2018 году капитализация госкорпорации достигнет 150 млрд руб., годовой оборот — 200 млрд. В интервью "Коммерсанту" он сказал, что не стремится захватить весь рынок, ему достаточно 80%.
"Лучше бы государство определилось, какой орган власти должен отвечать за лотереи. Сейчас функции контроля делят Минфин, ФНС, а также Минспорттуризм с другими ведомствами, которые выступают организаторами лотерей",— говорит Игорь Динес. Пока законотворчество развивается в ином направлении.
Игры на поражение
Второй год подряд депутат от ЛДПР Игорь Лебедев вносит на рассмотрение Госдумы проект закона о полном запрете негосударственных лотерей, которые, по его мнению, "направлены не на сбор средств на социальные нужды, а на личное обогащение организаторов". Согласно закону, частные лотерейные компании обязаны перечислять не менее 10% выручки на "финансирование социально значимых объектов и мероприятий" или на благотворительность. Для операторов государственных лотерей процент устанавливается распоряжением правительства. Оператор "Гослото", например, должен перечислять в бюджет не менее 15%. Игорь Лебедев считает, что этого мало — нужно минимум 40%.
Год назад лотерейщики не восприняли проект Лебедева всерьез. Сейчас у них есть повод для беспокойства. В апреле на сайте Счетной палаты появился отчет о проверке, которая проводилась с июля по декабрь 2011 года. Аудиторы предположили, что отчисления от негосударственных лотерей могут оставаться в обороте операторов. Объектами проверки стали Минфин, ФНС и ряд компаний: "Дирекция спортивных лотерей", "Спортлото", "Государственные лотереи "Победа"" и "Русское лото". Из отчета следует, что выручка этих компаний с начала 2009 года по декабрь 2011-го составила примерно 20 млрд руб., целевые отчисления — 2 млрд руб. Как раз 10%, но определить цели и мероприятия, на которые были направлены деньги, "не представилось возможным".
В частности, в документе говорится, что один из получателей отчислений "Русского лото", Фонд поддержки и развития авторского фильма, по мнению аудиторов, мог выводить их "в аффилированные организации и оставлять часть денежных средств в обороте организаций, занимающихся лотерейным бизнесом". К другим облагодетельствованным "Русским лото" организациям у Счетной палаты тоже возникли вопросы. Завершая отчет, его авторы отмечают, что помешать нецелевому использованию отчислений государство не может, так как закон не обязывает операторов обосновывать распределение средств. С предложением "усилить меры государственного контроля" Счетная палата обратилась в правительство, Минфин, ФНС и Росфинмониторинг.
"Есть люди, которые продвигают идею закрыть все негосударственные лотереи,— это депутаты, чиновники и инвесторы, которые вложились в этот рынок,— говорит экс-владелец "Русского лото", глава Фонда поддержки и развития авторского фильма Элмурод Расулмухамедов.— В принципе закон вообще позволяет благотворительным организациям создавать собственные лотереи, они есть у некоторых известных фондов. В свое время я покупал "Русское лото", чтобы за его счет финансировать некоммерческие организации, в частности Фонд поддержки и развития авторского фильма. Счетная плата считает, что это плохо".
Перечисление денег аффилированным организациям — распространенная практика. Например, среди получателей отчислений от проведения лотереи "Природа" общероссийского общественного конструктивно-экологического движения России "Кедр" — связанные с ним фонд "Веселые медвежата" и движение "Зеленая планета". Охрана природы — это одна из сфер, которая среди лотерейщиков особенно популярна. Странно, что в качестве адресатов целевых отчислений никто не выбирает самые известные организации. Greenpeace принимать пожертвования от юридических лиц запрещает устав. Но и в WWF, у которого нет таких ограничений, за последние два года обращалась только одна лотерейная компания. Сотрудничество не состоялось, потому что лотерейщики в качестве непременного условия предлагали фонду взять на себя обязательство договориться с крупным ритейлом о присутствии билетов в торговых точках.
"Все, что зарабатываем, мы тратим на нужды экологии. На здоровье и спорт стараемся не тратить — только по нашему профилю. Есть давние партнеры, новые тоже появляются: нам и письма шлют с предложениями, и по телефону обращаются,— говорит председатель движения "Кедр" Сергей Панфилов.— А WWF и Greenpeace — прозападные компании, которые не занимаются никакими реальными делами, только трубят на весь мир о наших проблемах". Не поспоришь: критерии для оценки социальной значимости проектов, которым оказывается поддержка, лотерейные компании вправе устанавливать по своему усмотрению. Единственное, в чем действительно можно упрекнуть "Кедр": отчет за 2010 год, опубликованный на сайте организации, мог бы быть более подробным. В отчете "Кедра" прямо названы два получателя отчислений — "Веселые медвежата" (2 млн руб. на издание и распространение журналов) и Московский зоопарк (500 тыс. руб. на еду для белого тигра). Оставшиеся 23 млн руб. достались анонимным "спортивным общественным организациям", "участникам экологических проектов" и "получателям благотворительной помощи".
Оборот лотерейного рынка достиг 10 млрд руб. в год.
" Более 40% — это "Гослото", с которым все более или менее понятно,— говорит Игорь Динес.— Остается полмиллиарда отчислений, большая часть которых тратится не вполне прозрачно. Закон обязывает ежегодно публиковать подробные отчеты, но мало кто это делает".
Источник: RosInvest.Com
Вместе с ростом лотерейных азарта и аппетита государства и аффилированных с ним операторов множится и количество недовольных организаторов негосударственных лотерей, которых подобная дискриминация по форме собственности совсем не устраивает.
Если угроза частному лотерейному бизнесу об окончательной его ликвидации станет слишком очевидной, то коллективные иски о признании постановлений Правительства РФ и приказов министерств, утвердивших не соответствующие Закону о лотереях условия государственных лотерей, недействующими могут стать, на наш взгляд, также вполне реальными.
Однако, полагам, что в ближайшем будущем сбудется все же не этот прогноз. С учетом мнения Счетной палаты о непрозрачности расходования целевых отчислений лотерейными частниками более реалистичным видится скорое принятие нового Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.