Указания источника информации в рекламе стимулирующей лотереи достаточно для соблюдения Закона о рекламе

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВАС РФ ОТ 08.10.2012 N 58 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ"

Реклама стимулирующих мероприятий

Под стимулирующим мероприятием в соответствии со ст. 9 Закона о рекламе понимается лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.

Закон о рекламе содержит специальные требования к рекламе стимулирующих мероприятий, которая должна содержать сведения о сроках проведения стимулирующих мероприятий, источник информации об организаторе таких мероприятий, о правилах проведения, о призах, сроках, месте и порядке их получения (ст. 9 Закона о рекламе).

Пленум ВАС РФ разъяснил, что в такой рекламе может быть указан лишь источник информации об организаторе стимулирующего мероприятия (к примеру, интернет-сайт, номер телефона, по которому можно получить соответствующую информацию), но сам он может в рекламе непосредственно не называться.

Источник: КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 27.11.2012

 
Наконец-то высшей арбитражной судебной инстанцией поставлена точка в спорах по поводу правил русского языка между организаторами и антимонопольными управлениями при толковании ст. 9 Закона о рекламе. Последним зачастую почему-то никак не хотелось признавать в ее пункте втором семантическую привязку перечисляемых в конце абзаца слов и словосочетаний к указываемому в рекламе источнику и их предложный падеж в связи с этим.

Установлено, что нижестоящие суды обязаны учитывать правовую позицию ВАС РФ и следовать в своей практике его разъяснениям. Поэтому уверены, что ссылка на рассматриваемое Постановление в административных разбирательствах с федеральными антимонополистами теперь будет являться убедительным и, надеемся, окончательным аргументом в пользу заказчиков, изготовителей и распространителей рекламы стимулирующих лотерей.

От себя добавим, что не менее важным для организаторов стимулирующих мероприятий, в которых отсутствует необходимость участнику приобретать товар (услугу, работу), является официальное подтверждение в Постановлении того, что в рекламе таких мероприятий не обязательно соблюдать положения ст. 9 Закона о рекламе.

Исходя из новостной рассылки КонсультантаПлюс, может показаться, что Пленум высказался только в отношении возможности неуказания в рекламе названия организатора стимулирующей лотереи. Надеемся, что небрежность высоких арбитров в тексте Постановления в виде «и так далее» (см. выдержку из текста Постановления ниже) вместо повторного перечисления списка того, что можно не указывать и ограничиться лишь приведением источника информации, не станет предметом очередных смысловых спекуляций со стороны сотрудников ФАС России.

Однако слишком укороченный анонс аналитиков правовой системы мнения ВАС РФ несколько настораживает. И для полной ясности необходимо привести дословную цитату из его пункта 27 с нашими вынужденными выделениями, подчеркивающими их равенство по содержанию:

«В силу статьи 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны сроки проведения данного мероприятия, а также источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.

Судам надлежит учитывать, что названные нормы обязывают рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию)...».


Если же анализировать арбитражные разъяснения дальше, то настороженность от неполных выводов их комментаторов, которые еще можно объяснить новостным форматом, перерастает в реальную озабоченность от продолжающейся вольности в официальном тексте, но уже не с юридической техникой изложения документа, а с правовой доктриной в части классификации стимулирующих мероприятий:

«...Кроме того, нормы упомянутой статьи Закона о рекламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей».

Полагаем, что указанная Пленумом некая «конкурсная основа», которая якобы обязательным дополнительным основанием к приобретению товара должна присутствовать во всех стимулирующих мероприятиях, попадающих под требования ст. 9 Закона о рекламе, не введет организаторов стимулирующих лотерей, где розыгрыш проводится не в виде конкурса, а основан на математическом алгоритме и принципе случайности, в заблуждение. Реклама стимулирующих лотерей не освобождается из-за этого неудачного судейского обобщения от выполнения положений рассматриваемой нормы.

Резюмируя наш комментарий к разъяснениям ВАС РФ, отметим, что в рекламе стимулирующей лотереи фраза с отражением источника информации должна содержать и перечисление того, что участник может уточнить в нем. Как и раньше, оговорки в виде «подробности/подробнее там-то» явно недостаточно, но и пользоваться наречием «и так далее» по примеру из текста Постановления тоже не следует. А необходимо дополнительно указывать сроки проведения и сообщать потребителю, что там, куда его направляют, он найдет «информацию об организаторе, условиях проведения, количестве выигрышей, сроках, месте и порядке их получения».

АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x