Еще раз о риске участника в стимулирующих лотереях

Уважаемые разработчики и аналитики СПС КонсультантПлюс!

Можно только приветствовать появление в Системе раздела «Путеводители». Несомненно, кому-то из пользователей он поможет оперативно сориентироваться в законодательстве или получить правовую справку на скорую руку. Однако у опытных практикующих юристов вызывает недоумение ряд вопросов по форме преподнесения Путеводителей. И, прежде всего, - это анонимность авторства, так как любая аналитика, как известно, является лишь субъективным мнением отдельно взятого специалиста.

Далее, настоятельный рекомендательный характер по тексту, причем в ряде случаев ошибочному по содержанию рекомендаций, создает также не лучшее впечатление. Но, самое главное, исходя из того, что в России Система занимает ведущие позиции как источник нормативно-правовых актов для судей, чиновников и правоохранительных органов, изложение того или иного Путеводителя от ее имени придает тексту неоправданный дополнительный авторитет, который в случае ошибки (непреднамеренной, либо в силу некомпетентности, или из-за каких-то своих профессиональных амбиций) аналитика может нанести, на наш взгляд, существенный вред правоприменению.

В частности, в ст. 7 Закона о лотереях размещена ссылка на «Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Представление уведомления о проведении стимулирующей лотереи», подписанный в печать от 25.04.2012 г. Не будем подробно останавливаться на отдельных заблуждениях и упущениях в нем: например, на том, что не существует такого способа проведения лотереи как «стимулирующая», а есть лишь одноименный вид лотереи по способу формирования призового фонда, или на том, что условия стимулирующей лотереи не только подписываются, но и утверждаются организатором, о чем обязательно должна быть отметка в самих условиях.

Исходя из текста, специалисту в сфере организации и проведения стимулирующих лотерей, понятно, что составитель Путеводителя, скорее всего, не имеет практического опыта в получении права на их проведение и за свою карьеру вряд ли «зарегистрировал» самостоятельно хотя бы одну стимулирующую лотерею, а в коллизионных вопросах ориентируется лишь на скудные судебные прецеденты, причем выборочно.

Однако больше всего нареканий вызывает теоретическая часть о сущности и правовой природе стимулирующей лотереи. В разделе «Понятие стимулирующей лотереи» в п. «б» Путеводитель утверждает, что одним из признаков стимулирующей лотереи считается то, что она является игрой, основанной на риске, так как наряду с победителями должны быть проигравшие, которые не получают выигрыш. Для юридической убедительности дается ссылка на п. 1 ст. 1063 ГК РФ, в котором никакого подтверждения указанным выводам не имеется.

Полагаем, что если аналитик освещает регламент, основанный на приказах Минфина России, то было бы логичным потратить время и на мониторинг официального мнения этого министерства, последовательно изложенного в около десятке писем, а не руководствоваться только интуитивным представлением самого автора.

Дело в том, что эти письма в основном связаны с ответами на вопросы, которые возникают у организаторов непосредственно при проведении стимулирующих лотерей, что лишний раз доказывает, что составитель Путеводителя не имеет достаточных эмпирических знаний и навыков в юридическом сопровождении их организации и проведения. В противном случае отсутствие у него представления о существовании таких документов было бы вряд ли возможным.

Чтобы не вступать в долгую полемику, приведем их реквизиты, по которым можно легко осуществить поиск в Системе, и наглядно увидеть из их содержания последовательную и недвусмысленную позицию Минфина России о том, что стимулирующая лотерея является формой рекламной акции, то есть мероприятием, организуемым в целях рекламы товаров, работ или услуг, проводится бесплатно для участников и, таким образом, не является игрой, основанной на риске:

Письмо Минфина РФ от 29.08.2006 г. № 03-05-01-04/253;
Письмо Минфина РФ от 14.11.2007 г. № 03-04-06-01/392;
Письмо Минфина РФ от 12.03.2012 г. № 03-04-05/9-280;
Письмо Минфина РФ от 15.03.2012 г. № 03-04-05/9-305;
Письмо Минфина РФ от 22.03.2012 г. № 03-04-05/9-359;
Письмо Минфина РФ от 04.04.2012 г. № 03-04-05/9-438;
Письмо Минфина РФ от 13.04.2012 г. № 03-04-05/9-507;
Письмо Минфина РФ от 19.04.2012 г. № 03-04-05/9-529.

Несмотря на то, что вышеуказанные документы не являются нормативными правовыми актами и носят информационно-разъяснительный характер, не учитывать точку зрения главного российского лотерейного методолога и прямо ей противопоставлять свою без каких-либо внятной мотивации и развернутой аргументации, на наш взгляд, по меньшей мере, непрофессионально.

Если говорить о ссылках автора на судебную практику, размещенную в Системе, то она приведена предвзято и также не учитывает мнение судов кассационных инстанций, осуществляющих проверку законности судебных решений, о том, что стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, в частности:

Постановление ФАС Московского округа от 27.04.2010 г. № КА-А40/3999-10 по Делу № А40-70535/09-114-343;
Постановление ФАС Московского округа от 15.11.2010 г. № КА-А40/14273-10 по Делу № А40-32353/10-144-131.

Вопрос об отнесении, по чьему-то субъективному мнению, гражданско-правовых отношений между организатором и участником в стимулирующих лотереях к алеаторным сделкам и рисковым договорам для практиков не является теоретической дискуссией, а уже сейчас фактически имеет очевидные негативные последствия. Например, ничем не обоснованное мнение Росфинмониторинга о том, что организаторы стимулирующих лотерей обязаны вставать на учет в этом органе и разрабатывать правила внутреннего контроля, которое в итоге стало обязательным:
https://www.lotorus.ru/praktika/publikatsii/rosfinmonitoring/?post_id=271

К сожалению, отстоять свою точку зрения в судах против репрессивной составляющей государственных органов зачастую не представляется возможным из-за отсутствия обширной судебной практики и плачевной компетенции судей по лотерейных вопросам. Поэтому любые суждения в авторитетных источниках, одним из которых является Система, могут стать по итогу решающими для дальнейшей многолетней практики, формирования мнения представителей судебной и исполнительной властей.

В дополнение к вышесказанному хотим привести свою аналитику. Полагаем, что мнение юристов с 7-летним практическим опытом в области организации и проведения стимулирующих лотерей будет немаловажным для принятия решения по существу, испрашиваемого далее.

Отличие стимулирующей лотереи от лотереи:
https://www.lotorus.ru/uslugi/stim_loterei/info/otlichie_stimuliruyushchey_loterei_ot_loterei

Стимулирующая лотерея – это принцип случайности определения выигрышей и/или победителей и бесплатное в ней участие:
https://www.lotorus.ru/praktika/publikatsii/stimuliruyushchie_loterei/?post_id=393

Представляется, что аналитик Системы прежде всего обязан понимать, какую дополнительную ответственность он несет при «оцивилизации» правоприменения противоречивого и недоработанного законодательства о лотереях, и, на наш взгляд, не вправе размещать от имени Системы в качестве экспертных и рекомендуемых к использованию на практике непроработанные суждения и выводы без предварительного тщательного мониторинга всех доступных источников.

На основании вышеизложенного просим изъять из Системы Путеводитель и разместить его лишь после доработки хотя бы с учетом официального мнения Министерства Финансов РФ и более внимательного анализа судебных решений. Надеемся, что разработчики и аналитики КонсультантПлюс согласятся, что, по крайней мере, к этому есть гораздо более весомые основания и аргументы, нежели отдельно взятое мнение автора Путеводителя, а практикующие специалисты, организаторы и участники стимулирующих лотерей, их контролеры и репутация СПС КонсультантПлюс от этого только выиграют.

С уважением,

Управляющий ООО «Агентство лотерейных услуг», главный редактор СМИ «ЛОТЕРЕИ РОССИИ» и СМИ «Вестник Всероссийских стимулирующих лотерей» Баранов В.В.

Ответ СПС КонсультантПлюс от 28.08.12 г.:

Уважаемый Владимир Викторович!

В ответ на Ваше обращение относительно материала <Путеводитель по госуслугам о предоставлении государственной услуги для юридических лиц. Представление уведомления о проведении стимулирующей лотереи>, размещенного в Системах КонсультантПлюс сообщаем следующее.

Предоставленная Вами информация принята нами к сведению.

В связи с получением Вашего обращения специалистами нашей Компании была инициирована дополнительная проверка упомянутого Вами материала из Путеводителя. По результатам проведенной проверки мы сделали следующие выводы. Данная тема является сложной и неоднозначной, по некоторым вопросам может быть несколько точек зрения, поэтому, учитывая вышеизложенное, мы внесли некоторые корректировки по тексту Путеводителя.

В заключение считаем необходимым отметить, что наша компания придает большое значение качеству обработки материалов, включаемых в Системы, как одной из составляющих статуса нашего продукта.

В связи с этим считаем важным поблагодарить Вас за внимание к Системам КонсультантПлюс.

С уважением, Компания КонсультантПлюс.

Внимание! С 30.01.2014 г. прекращена регистрация стимулирующих лотерей в связи со вступившими в силу изменениями в Закон о лотереях и Закон о рекламе. Можно ли после этой даты проводить стимулирующие мероприятия с лотерейной механикой? Узнайте об этом и еще больше:

АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x