«Можно ли продавать лотереи несовершеннолетним детям?»

марина, 09.10.2012 в 12:31
можно ли продовать лотереи не совершеннолетним детям?
 
Для того чтобы более развернуто и мотивированно ответить на этот вопрос, сначала необходимо проанонсировать некоторые родовые и видовые понятия в системном толковании правовых норм их регулирующих и сложившейся практики правоприменения:

1) к играм, основанным на риске, относятся азартные игры и платные лотереи (государственные, муниципальные и негосударственные);

2) азартные игры не включают в себя платные лотереи, так как вторые в отличие от первых имеют:

- социально значимую цель проведения в виде обременения обязательными целевыми отчислениями от выручки на конкретные объекты и мероприятия в области физкультуры, спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, исскуства, туризма, экологии или благотворительности;

- специфические особенности организации и проведения: получения разрешения, заключения договора на участие, формирования призового фонда, его розыгрыша и получения выигрышей;

- отдельное правовое регулирование специальным федеральным законом, налагающим дополнительные обязанности на организатора и обеспечивающим защиту и гарантию более широких прав участников.

Основную неразбериху в классификацию и смешение понятий азартная игра и лотерея в одно целое в очередной раз вносят несовершенные статистические акты, где в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности» ОК 29-2001, введенном в действие с 01.01.2003 г., организация лотерей была включена в группировку кода 92.71 по ОКВЭД «Деятельность по организации азартных игр» еще в бытность действия Временного положения о лотереях от 1995 г., но со вступлением в силу с 2004 г. Закона о лотереях и с 2007 г. Закона о госрегулировании азартных игр так и не нашла свое должное место в статистическом классификаторе в соответствии с ныне действующим федеральным законодательством.

Проведение азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях (ч. 2. ст. 5 Закона о госрегулировании азартных игр), а несовершеннолетним лицам вообще запрещено появляться в подобных заведениях (ч. 2 ст. 7).

Закон о лотереях, в свою очередь, не содержит никаких требований в отношении возраста участника лотереи. Учитывая то, что покупка лотерейного билета при его относительно небольшой стоимости может быть отнесена к сделке по распоряжению средствами, предоставленными родителями на карманные расходы для свободного распоряжения, ограничение для участия в лотерее малолетних в возрасте от 6-ти до 14-ти лет и несовершеннолетних с 14-ти до 18-ти лет в действующем законодательстве отсутствует (ст.ст. 26 и 28 ГК РФ).

При этом, если заключить договор на участие в платной лотерее несовершеннолетний может самостоятельно, то, например, получить крупный выигрыш, в том числе требующий государственной регистрации права собственности, или выступить в суде истцом в целях реализации своих прав на востребование невыданного (невыплаченного) выигрыша организатором (ч. 3 ст. 20 Закона о лотереях) лицо в возрасте до 18-ти лет сможет только через своих законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (п. 2 ст. 31 ГК РФ и ст. 37 ГПК РФ), за исключением случаев его эмансипации (ст. 27 ГК РФ) или вступления в брак до брачного возраста (п. 2 ст. 21 ГК РФ и п. 2 ст. 13 СК РФ), когда, начиная с 16-ти лет, приобретается полная дееспособность, в том числе процессуальная, до достижения совершеннолетия.

Следует также принять во внимание, что реклама игр, основанных на риске, т.е. азартных игр и платных лотерей, не может обращаться к несовершеннолетним (п. 1 ч. 1 ст. 27 Закона о рекламе). Согласно постатейному комментарию специалистов ФАС России к Закону о рекламе такая реклама не должна:

- быть направлена непосредственно на восприятие несовершеннолетних и влиять на их мотивацию для участия;

- распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, видео- и кинофильмах, а также в печатных изданиях для несовершеннолетних (детской аудитории), направленность которых определяется по содержанию и целевой аудитории, сведениям в свидетельстве о регистрации СМИ или прокатном удостоверении.

При этом, по нашему мнению, информация о лотерее на лотерейном билете, на сайте ее организатора, оператора или распространителя, не является рекламой лотереи, поэтому может даже не отвечать вышеуказанным требованиям Закона о рекламе.

Полагаем, что отдельного внимания заслуживают бесплатные стимулирующие лотереи, проводимые в целях популяризации и увеличения сбыта некоторых категорий товаров: например, табака и алкоголя. Участие в таких стимулирующих лотереях несовершеннолетних лиц в принципе невозможно, так как отраслевыми федеральными законами им запрещено приобретение подобной продукции в розничной сети (ст. 4 Закона об ограничении курения табака и п. 4 ст. 16 Закона о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции).

Также добавим, что иные ограничения, помимо вышеуказанных, по поводу возраста участников лотерей и стимулирующих лотерей, которые специально вводятся организаторами с целью привлечения более платежеспособного совершеннолетнего населения являются незаконными. Но на практике к этим дискриминационным оговоркам в условиях проведения ФНС России относится лояльно.

АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x