«Подскажите, пожалуйста, какими документами надо оформлять розыгрыш в тиражных лотереях и что в них писать?»

Kirill,  25.11.2012 в 14:28
Добрый день! Подскажите пожалуйста какими документами надо оформлять розыгрыш в тиражных лотерея и что в них писать?
 
Закон о лотереях оперирует следующими названиями документов, необходимых для оформления розыгрыша в тиражных лотереях: протокол тиражной комиссии (ч. 7 ст. 12.1 и ч. 8 ст. 20), акт и официальная таблица результатов проведения розыгрыша (п. 2 ст.18), а также указывает, что в них отражаются показатели и результаты розыгрыша. Эти положения, естественно, распространяются и на стимулирующие лотереи, проводимые тиражным способом.

Некоторые специалисты по лотереям считают, что протокол тиражной комиссии и акт – это один и тот же документ. Подобное мнение представляется справедливым, учитывая невнятное упоминание об акте в Законе о лотереях, и если согласно данным, которые организатор планирует отобразить по розыгрышу, создаются параллелизмы отражаемой информации в виде повторов, которые уже не несут в себе оригинальной информационной и юридической нагрузки, а лишь дублируют друг друга в разных по названию документах.

Однако наш опыт организации и проведения лотерей показал, что наличие трех самостоятельных документов по розыгрышу в отдельных случаях в платных тиражных лотереях и в основной массе тиражных стимулирующих лотерей не является избыточным, и каждый из них может иметь самостоятельную практическую цель. Исходя из этого, можем лишь поделиться своими наработками, не претендуя на обязательность их применения. Основная ценность их, наверное, в том, что они не противоречат, в том числе дословно по тексту, Закону о лотереях, а также сложившимся обычаям в лотерейной деятельности, нормативным актам из смежных отраслей права, имеют понятную логику распределения в них информации о розыгрыше, и, возможно, помогут организаторам расставить необходимые для них акценты.

По нашему мнению, в протоколе тиражной комиссии необходимо указывать показатели, которые отражают ход розыгрыша, т.е. реализацию его порядка и алгоритма: дату и место проведения розыгрыша, время его начала и окончания, количественный и персональный состав членов тиражной комиссии, последовательность ее действий, количественные и числовые характеристики на вход алгоритма розыгрыша в виде количества зарегистрированных к розыгрышу лотерейных билетов (заявок или порядковых номеров участников для стимулирующих лотерей) и, если необходимо согласно алгоритму розыгрыша, размер сформированного призового фонда и т.п., а также номера выявленных в ходе розыгрыша выигрышных лотерейных билетов (заявок или порядковых номеров учетных записей для стимулирующих лотерей).

Иными словами, если представить, к примеру, что розыгрыш транслируется по телеэфиру, то картинка и информация, которые бы телезритель увидел и услышал по телевизору, вербализуются и документируются в протоколе тиражной комиссии с отражением текущих числа, месяца, года, времени и состава тиражной комиссии.

Официальная таблица результатов розыгрыша является документом, который необходим для публичного доведения итогов до участников в СМИ и Интернете, в контексте того, чтобы сами победители по данным официальной таблицы могли бы себя персонализировать и узнать, какие выигрыши им достались.

Полагаем, что в протоколе тиражной комиссии и в официальной таблице результатов розыгрыша не должны отражаться персональные данные (ПДн) победителей. Технология проведения лотерей не подразумевает необходимости в каких-либо манипуляциях с ПДн участников в качестве исходных данных на вход алгоритма розыгрыша, а их публикация в официальной таблице является разглашением ПДн победителей без согласия последних, что запрещено Законом о лотереях (п. 4 ч. 2 ст. 19).

Зачастую при заполнении официальной таблицы организаторами руководит желание доказать всем участникам, что победители являются реальными людьми. Поэтому сухая цифровая информация о выигрышных номерах билетов, заявок, кодов и игровых комбинаций, которая способна дать проигравшему участнику информацию, что он не выиграл, а победителю «без свидетелей» сопоставить опубликованные данные со своими, только одному ему и организатору известными данными, кажется устроителям лотерей неубедительной и рекламно-непривлекательной с маркетинговой точки зрения.

По этой же причине - дополнительно подтвердить участникам достоверность розыгрыша - нередко публикуются и протоколы тиражных комиссий. Однако за желанием публично отчитаться перед участниками в честности организатора, не стоит забывать, что большинство победителей обычно не хотят афишировать себя и свой выигрыш, а запрет оператору ПДн без согласиях их субъекта на обнародование гарантируется законом и наказывается при несоблюдении административными санкциями.

Если организатор никак не может преодолеть свое стремление показать всем, что выигравшие в его лотерее - это живые имяреки, то необходимо отражать их ПДн в официальной таблице результатов проведения розыгрыша таким образом, чтобы по опубликованной информации третьи лица не могли бы однозначно идентифицировать победителя, при этом для самого выигравшего участника размещенные данные о нем были бы узнаваемы.

Официальная таблица не является абсолютным дубликатом протокола тиражной комиссии. Например, если розыгрыш проводился по порядковым номерам регистрации лотерейных билетов (заявок, учетных записей в стимулирующей лотерее) или по игровым комбинациям на лотерейных билетах, которым соответствуют какие-либо индивидуальные номера лотерейных билетов (уникальные коды для стимулирующих лотерей), необходимые для информирования победителей в публикации о результатах розыгрыша, то именно в официальной таблице они в качестве итоговых данных могут найти свое отражение.

Заметим, что, если следовать логике совпадения протокола тиражной комиссии и акта в одном документе, то с учетом вышесказанного не осталось бы больше документа, где организатор и оператор могли бы уже окончательно персонилизировать победителя с указанием его ФИО, адреса места жительства, контактных и паспортных данных. Если для платной лотереи с печатными лотерейными билетами подобное, в принципе, не нужно и обычно невозможно, так как организатор, по идее, не должен знать ПДн участников, то в тиражных стимулирующих лотереях является необходимым для дальнейшей коммуникации с победителями, отправки им выигрышей, а также для удержания НДФЛ и/или подготовки и сдачи справок по форме 2-НДФЛ по физическим лицам, получившим выигрыши стоимостью свыше 4 000 рублей. Этим целям и может служить третий документ, упомянутый в Законе о лотереях как «соответствующий акт».

Подведем итоги предлагаемого нами варианта оформления розыгрыша в тиражных лотереях, в том числе в стимулирующих лотереях, проводимых тиражным способом. В протоколе отражаются показатели о ходе (выявляемые в ходе) розыгрыша, в официальной таблице указываются итоговые результаты розыгрыша, в акте обобщается вся информация и персонилизируются победители (в основном для стимулирующих лотерей). При этом если протокол тиражной комиссии и официальная таблица могут быть опубликованы, то акт предназначен исключительно для внутреннего пользования организатора и оператора лотереи.

Отметим, что вышеуказанным способом должен оформляться каждый розыгрыш в любом из тиражей, поэтому при разработке концепции платной тиражной лотереи или механики стимулирующей лотереи, проводимой тиражным способом, не стоит забывать, что на подготовку документов необходимо будет выделять временные и людские ресурсы. Отражение нескольких розыгрышей в одном протоколе, акте и официальной таблице является в отдельных лотереях импровизацией самих организаторов, прямо не подкрепленной положениями Закона о лотереях, т.е. вынужденным исключением из общего правила.

В нашей практике, например, встречались случаи обращения клиентов по уже зарегистрированным стимулирующим лотереям с тиражами каждый час в общем количестве более 1 000 за весь период проведения. При этом последующее понимание, что выделение даже по 15 минут на оформление каждого розыгрыша займет в общей сложности у человека месяц работы при 8-часовом рабочем дне без выходных и перерывов на обед, оказывалось для них неприятной новостью, так как изначально ни в календарном плане, ни в смете затрат на проведение подобное не предусматривалось и не просчитывалось.

Напомним также, что все документы, оформляющие розыгрыш, должны быть подписаны всеми членами тиражной комиссии, а протоколы тиражной комиссии должны храниться в течение 5-ти лет. Надеемся, что наши рекомендации станут полезными правовым ориентиром, информационным дополнением и практическим пособием к индивидуальным пожеланиям и задачам каждого организатора тиражной лотереи в отдельности. Если же остались какие-то сомнения, то всегда можно обратиться к услугам профессиональной тиражной комиссии.

АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x