«Планирую акцию по следующей механике: если в нашей автошколе отучится 500 человек, то среди них в конце года будем разыгрывать автомобиль. Вопрос: это является стимулирующей лотереей?»
Если вручать выигрыш самому успешному ученику, то такая механика относится к стимулирующему мероприятию в виде рекламного конкурса, который не надо регистрировать, но необходимо отразить в правилах проведения.
Общее количество предполагаемых участников, которое образуется к моменту розыгрыша тиража или подведения итогов конкурса, прописывать в условиях или правилах нет необходимости. За исключением какой-нибудь редкой механики закрытого конкурса с предварительной квалификацией и ограничением количества конкурсантов.
Если автомобиль будет разыгран только в том случае, когда отучится 500 человек, то провести стимулирующую лотерею под сослагательным наклонением не получится, так как объявленный призовой фонд по Закону о лотереях должен быть разыгран и вручен независимо от количества участников, за исключением случая невостребованности выигрыша победителем при выдаче.
Для рекламных акций, где права участников никак не защищены, подобное учесть в правилах в качестве отменительного условия (отмена розыгрыша) или отлагательного условия (назначение розыгрыша) или в схеме проведения с учетом возможного "запланированного" досрочного прекращения вполне реально.
Никаких нормативов, объязывающих организатора разыграть выигрыши в случае недобора участников или досрочного прекращения, для стимулирующих мероприятий не в виде стимулирующих лотерей в ГК РФ и Законе о рекламе не предусмотрено.
Однако рекламная привлекательность механики конкурса, где его участник не влияет на общее количество учеников, от которого зависит, состоится розыгрыш или нет, и повышение имиджа организатора, в случае его отказа проводить розыгрыш при досрочном прекращении акции, сомнительны.
Также полагаем, что если в рекламных анонсах мероприятия не указывать сразу об отмене розыгрыша в случае недобора участников или его назначении только при соблюдении их необходимого количества, то могут возникнуть проблемы с ФАС РФ по части недостоверности рекламы. Ссылка на источник для ознакомления с полными правилами, на наш взгляд, в этом случае недостаточна.