«Рассматриваем вопрос оплаты НДФЛ за победителя. Посоветуйте, как правильно это сделать. Можно ли указывать в условиях, что денежный приз вводится именно для оплаты налога?»
Таким образом, единственно «правильным» и подтвержденным на практике способом фактического освобождения победителя от налогового бремени является добавление в призовой фонд к основному имущественному выигрышу дополнительного денежного приза, но не в размере 35% от стоимости выигрыша в натуре за минусом 4 000 рублей, как многие себе представляют навскидку. А рассчитанного по формуле, в которой учитывается, что добавленный денежный приз, как получаемый победителем в составе совокупного дохода вместе с рыночной стоимостью имущественного выигрыша уже сверх необлагаемых налогом 4 000 рублей, также должен быть обложен по 35-типроцентной ставке. При этом, прямо упоминать взаимосвязь денежного приза и НДФЛ, естественно, не следует. Вышеперечисленным достигается юридическая реализация оплаты подоходного налога якобы за счет средств победителя.
В зависимости от стоимости выигрыша в натуре дополнительная финансовая нагрузка на организатора может достигать почти 54%, поэтому нам не совсем понятно желание некоторых устроителей стимулирующих лотерей оплатить еще и налог физического лица. Полагаем, что выигравший участник, не собирающийся платить мзду государству за свой счет, после получения выигрыша имеет более чем достаточно времени и возможностей для того, чтобы до 15 июля следующего года и уже после представления в апреле декларации о своих доходах продать выигрыш, оплатить НДФЛ из вырученных денежных средств и продолжать радоваться оставшейся их части от реализации.
Представляется, что вместо притворного введения денежного приза, прикрывающего, по сути, незаконные манипуляции, гораздо разумнее и привлекательней с рекламной точки зрения увеличить призовой фонд для всех участников, чем поощрять одного выигравшего, который своими персональными действиями не в состоянии существенно увеличить массовый сбыт товара. Но если кто-то за освобождение победителя стимулирующей лотереи от трети стоимости бесплатно доставшегося последнему выигрыша готов пожертвовать своими дополнительными средствами и подарить еще более половины на чужие налоги, то, вероятно, для этого есть какие-то иные маркетинговые или субъективные мотивы, нам лично неведомые.
Кроме того, при введении денежного приза для оплаты НДФЛ за победителя и его последующем удержании в полном размере организаторы идут еще на одно правонарушение. В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ удерживаемая сумма налога не может быть более 50% выплаты. Конечно, сложно себе представить возмущение участника выполнением за него сразу всей налоговой обязанности на общую сумму выигрыша или недовольство налоговых органов пополнением государственного бюджета частично несколько раньше того времени, когда оно требуется. Тем не менее, формальное нарушение налогового законодательства при этом присутствует.
Подводя итоги анализа схемы оплаты НДФЛ за победителей стимулирующей лотереи силами организатора, возникает вопрос, не слишком ли много неудобств и расходов, рекламный эффект от которых сомнителен, а какая-либо иная польза достоверно на практике не доказана. Очевидно скорее другое: основная часть участников абсолютно не осознает и, следовательно, не ценит по достоинству, что ради них кто-то вступает, пусть и в формальный, но конфликт с законом, и платит значительно большие деньги, чем необходимо.
А ведь при введении так называемого дополнительного денежного приза организатор:
а) реализует притворную налоговую схему;
б) берет на себя лишнее финансовое бремя в размере почти 54% от суммы выигрыша вместо 35%, которые обязан оплатить победитель;
в) нарушает НК РФ при удержании всего размера денежного приза;
г) выполняет дополнительные обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет.
Интересно, кто вообще придумал, что оплата НДФЛ за победителя каким-либо образом повышает привлекательность для массового участия в стимулирующей лотерее и проверил это на сравнениях, опросах и репрезентативной статистике? А если проводить параллели с платной лотерей, где подоходный налог существенно ниже и составляет всего 13%, что значительно снизило бы расходы организатора, придумай он оплату подоходного налога за победителей, то часто ли кто-нибудь видел в условиях лотерей введение дополнительного денежного приза к выигрышу в натуре?
И это при том, что в платных лотереях участники рискуют своими деньгами, потраченными при покупке лотерейного билета, и их привлечение требует несколько больших активности и находчивости от лотерейных маркетологов. Процедурное отличие по порядку оплаты НДФЛ (в лотереях налоги на выигрыш должны исчислять и оплачивать в любом случае сами победители, а в стимулирующих лотереях - организатор в качестве налогового агента, но лишь при наличии фактической возможности удержания налога из суммы выигрыша) вряд ли можно рассматривать каким-то вынуждающим или побуждающим основанием применять особенную практику по содержанию именно для стимулирующих лотерей в виде предоставления налоговой выгоды выигравшим участникам за счет средств организатора.
Наши собственный опыт и анализ говорят о том, что добавление в призовой фонд денежных средств, предназначенных исключительно для покрытия подоходного налога при передаче выигрышей, никаким значимым образом не влияет на привлечение стимулирующей лотереей массового потребителя, а процентом недовольных тем, что за них не платят их же налоги, при этом можно смело пренебречь. Статистика интервьюирования победителей показывает, что отсутствие необходимости платить НДФЛ для подавляющей части из них стало приятной неожиданностью, но не являлось одной из причин или хотя бы одним из отдаленных мотивов для участия.
Наверное, дополнительно предоставить выигравшему участнику налоговые преференции и самому получить позитивную эмоциональную обратную связь для организатора тоже важно. Вероятно, немаловажны более долгосрочная имиджевая сторона вопроса, «сарафанное радио» и отличие от конкурентов. Вполне возможно, что имеет определенное значение уверенность в отсутствии победителей, которые откажутся от получения выигрыша из-за необходимости платить налог на его стоимость. Но к достижению реального рекламного эффекта по непосредственному увеличению сбыта товара в короткой перспективе на период проведения стимулирующей лотереи все вышеперечисленное, на наш взгляд, имеет весьма отдаленное отношение и явно несоразмерно дополнительным затратам на призовой фонд.
Если организатор стимулирующей лотереи, учтя вышесказанное и воспользовавшись необходимым расчетом, все же ввел дополнительный денежный приз к выигрышу в натуре, то мы рекомендуем в условиях описать их, прибегнув к аналогии с положениями ст. 135 ГК РФ о главной вещи и принадлежности, где принадлежность следует судьбе главной вещи. Чтобы у участников не возникало мыслей о том, что можно, например, отказаться от имущественного выигрыша и отдельно получить деньги за минусом подоходного налога только на денежный приз.
Такое вполне может случиться, если, к примеру, имущественным выигрышем является турпутевка, но победитель из-за проблем с загранпаспортом не в состоянии ее получить согласно условиям стимулирующей лотереи. Вышепредложенное описание, кстати, позволит избежать юридически некорректных (а точнее сказать, незаконных) оговорок в условиях о том, что денежный приз предназначен исключительно для уплаты НДФЛ.
Выигрыш в натуре и денежный приз, по нашему мнению, следует включить в акт приема-передачи общего выигрыша, указав, что наряду с передачей имущественной части выигрыша также выплачена его денежная составляющая, которая в полном размере удержана в качестве подоходного налога на общую стоимость выигрыша при выполнении организатором обязанностей и функций налогового агента. Удержанные средства должны быть перечислены в бюджет не позднее следующего дня от даты, указанной в акте приема-передачи (абз. 2 п. 6 ст. 226 НК РФ).
При этом задержка срока перечисления НДФЛ государству даже на 1 день с 02.09.2010 г. - даты вступления в силу новой редакции ст. 123 НК РФ - наказывается штрафом в размере 20% от сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. А повторное подобное нарушение в течение года чревато для организатора увеличением размера налоговой санкции в 2 раза (п.п. 2, 3 ст. 112 и п. 4 ст. 114 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.07.2012 г. № 03-02-08/64).
Оформление удержания НДФЛ и невозможность его удержания оформляются справками по единой форме 2-НДФЛ (Приказ Минфина России и ФНС России от 17.11.2010 г. № ММВ-7-3/611@) с той лишь существенной разницей, что по удержанному и перечисленному налогу справки должны быть представлены в ИФНС по месту налогового учета организатора не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным годом (п. 2 ст. 230 НК РФ), с пометкой в поле «признак» цифры 1 и с указанием в п.п. 5.4 и 5.5 размера удержанного и перечисленного налога, а по неудержанным суммам НДФЛ - не позднее 31 января (п. 5 ст. 226 НК РФ) с цифрой 2 в соответствующем поле и отражением этих сумм в п. 5.7.
При этом следует не забывать, что без паспортных данных физического лица и номера его ИНН заполнить форму 2-НДФЛ будет практически невозможно, но возложение на победителей обязанности представлять дополнительно копии их пенсионных страховых свидетельств, что на всяких случай часто требуют бухгалтеры организаторов, является излишним.
Что же касается возможной ответственности организатора и его руководителя за неуведомление налогового органа о невозможности удержания подоходного налога при передаче выигрыша стоимостью свыше 4 000 рублей, то в случае выявления такого нарушения совокупный штраф может составить до 700 рублей: в виде налоговой санкции на юридическое лицо по п. 1 ст. 126 НК РФ - 200 рублей и административного штрафа на его руководителя по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ – от 300 до 500 рублей (Письмо Минфина России и ФНС России от 18.12.2012 г. № АС-4-2/21574).
Следует отметить, что если выигрыш представляет собой имущество, переход права собственности или пользования на которое подлежит государственной регистрации, то налоговики будут в курсе полученной физическим лицом материальной выгоды и соответствующих обязанностях организатора и без уведомлений от последнего. Органы, осуществляющие госрегистрацию, обязаны информировать мытарей по своим каналам связи о состоявшихся сделках. Таким образом, в случае непредставления организатором форм 2-НДФЛ по таким победителям выявление нарушения будет гарантировано.
Справки также должны быть направлены (выданы) организатором победителям в следующих порядке и сроки: при невозможности удержания налога – не позднее 31 января года, следующего за годом, в котором передан выигрыш (абз. 1 п. 5 ст. 226 НК РФ), при удержании – по заявлению победителя (п. 3 ст. 230 НК РФ). При этом административная и/или налоговая ответственность организатора и его руководителя за игнорирование выполнения этих обязанностей перед выигравшими участниками не предусмотрены. Вероятно, подобный конфликт, в случае его возникновения, должен решаться в судебном порядке в исковом производстве по истребованию победителем необходимого ему документа.