«Общество планирует провести мероприятие: каждый зашедший на промо-сайт может снизить стоимость телевизора на 15 рублей, в день розыгрыша случайным образом из тканевого мешка вытягивается первый попавшийся лист и зачитывается ФИО на нем, победитель может приобрести телевизор за пониженную стоимость. Вопрос: является ли описанное мероприятие стимулирующей лотереей?»

Жанна, 2.10.2013 г. в 16:46
Добрый день. Общество планирует провести мероприятие следующего содержания:
На промо-сайте Организатора мероприятия будет размещено фото и техническое описание Телевизора. Каждый зашедший на промо-сайт пользователь может снизить стоимость телевизора на 15 рублей. Чтобы это сделать, ему необходимо заполнить форму участника акции. Поля формы, обязательные для заполнения: ФИО, телефон, E-mail.
После заполнения формы, пользователь видит кнопку LIKE!, при нажатии на которую стоимость телевизора уменьшается на 15 рублей.
Нижняя граница стоимости телевизора не определена и регулируется пользователями самостоятельно механизмом, описанным выше. Один пользователь может только один раз снизить стоимость телевизора.
В дату завершения акции на промо-сайте удаляется возможность снизить стоимость телевизора. Появляется анонс о том, что прямо на этом сайте 19 ноября пройдет розыгрыш телевизора в прямой веб-трансляции.
Организатор формирует базу участников со всеми собранными данными и использует её для определения победителя в следующем порядке:
1. Организатор настраивает на промо-сайте акции веб-трансляцию из фирменного магазина "___", расположенного по адресу ____.
2. Организатор подготавливает тканевый мешок для вытягивания листа с номером телефона, ФИО и электронной почтой участника (для одного участника выделяется только один лист).
3. Ведущий розыгрыша должен рассказать предысторию всей акции и о том, что сейчас произойдет, какая его задача.
4. Ведущий вытягивает случайным образом из тканевого мешка первый попавшийся лист и зачитывает ФИО победителя, а также звонит в прямом эфире победителю на указанный в листе мобильный номер телефона. Если победитель не берет трубку, то ведущий вытягивает следующий лист. Это происходит до того момента, пока ведущий не дозвонится до победителя и не сообщит ему, что он участвовал в акции и может приобрести телевизор за указанную (пониженную) стоимость. Стоимость определяется на дату завершения акции.
5. На промо-сайте Организатор обязан опубликовать результаты акции и ФИО победителя.
Вопрос: является ли описанное мероприятие стимулирующей лотереей? Подпадает ли под действие ФЗ "О лотереях"?
 
Как мы отмечали в статье «Стимулирующая лотерея – это случайное определение выигрышей и/или победителей и бесплатное в ней участие», для понимания, относится ли рекламное мероприятие к стимулирующей лотерее, необходимо на основании законодательства и с учетом текущих практики и политики ФНС России сначала проанализировать механику на наличие лотерейных признаков, а затем проверить соблюдение в ней установленных требований.

При этом мы указывали, что понятийное разграничение характерных и обязательных черт стимулирующей лотереи на признаки и требования и, добавим сейчас, последовательность их выявления не являются абсолютно строгими, и иногда в зависимости от ракурса взгляда, особенностей системного мышления и логики, а также подготовленности проводящего анализ какие-то признаки могут рассматриваться им как требования, а в некоторых случаях несоблюдение отдельных требований может сразу поставить под сомнение законность планируемого мероприятия как стимулирующей лотереи без необходимости дальнейшего выявления всех ее признаков.

Разработанную нами модель определения в мероприятии совокупности 4-х признаков стимулирующей лотереи, рассматривая ее как игру и разновидность лотерей, имеющих общие и отличительные признаки с азартными играми и не так давно нормативно выделенных из них, и проверки правил проведения на полное выполнение установленных требований, на наш взгляд, нецелесообразно упрощать, но в то же время не имеет смысла еще больше усложнять и детализировать, углубляясь в более сложные возможные теоретические вариации и практические примеры, или загонять в какие-то жесткие рамки.

Наслоение любых иных сопоставляемых характеристик и нюансов для прохождения пути доработки механики бесплатной рекламной акции от «что хотелось бы» до «как надо» или «как возможно с учетом "что хотелось бы" и "как надо"» в стимулирующей лотерее происходит лишь в том случае, если выявлен основной лотерейный признак - случайное определение выигрышей и/или победителей, моделируемое и применяемое самим организатором, а не, например, порядковым алгоритмом или каким-то событием, а также присутствует нежелание организатора отказаться от качественной искусственной случайности в розыгрыше как гарантии его «справедливости» и уйти в бесконтрольную и неправовую зону стимулирующего мероприятия не в виде стимулирующей лотереи либо в область пограничных и спорных алгоритмов в целях избежать регистрации стимулирующей лотереи.

Полагаем, что предложенная нами схема проверки в механиках рекламных мероприятий присущих стимулирующей лотерее особенностей является на сегодняшний день наиболее проработанной и обоснованной, так как исходит из контекста системы известных законодательству и отраженных в нем игр, проводимых в соответствии с договором, учитывает и дополняет игровую доктрину, встраиваясь в нее и не внося каких-либо противоречий.

Попробуем еще раз продемонстрировать эффективность и практическую пользу применения нашего метода при ответе на поставленный вопрос, по возможности детально проанализировав приведенную в нем нетипичную механику, осложненную чертами, напоминающими технику «голландского аукциона с понижением цены». Интересующимся еще большими подробностями и обоснованими определения признаков и требований стимулирующей лотереи в стимулирующем мероприятии предлагаем обратиться к вышеназванной публикации.

Безвозмездность участия как отличительный признак стимулирующей лотереи от платных лотерей и азартных игр

На первый взгляд может показаться, что в мероприятии не соблюдается основополагающий принцип стимулирующей лотереи – бесплатность участия, так как победителю в итоге необходимо тратить свои денежные средства на выкуп телевизора. Однако в данном случае выигрышем является не вещь, а предоставление имущественного права в виде скидки на ее стоимость.

Воспользуется ли выигравший участник данным дисконтом по итогу при приобретении телевизора или нет, роли не играет, так как сам льгота персонально ему по результатам игры уже предоставлена, а ее «отоваривание» можно также условно рассматривать за рамками правил мероприятия и сроками получения выигрыша в нем. Т.е. материальная выгода победителя и безвозмедность участия в рассматриваемом мероприятии присутствуют.

Признак лотерейного розыгрыша в виде качественной искусственно моделируемой организатором случайности наивысшей степени, обеспечивающей непредсказуемость розыгрыша и гарантирующей абсолютно равные шансы на победу любого из участников

Далее очевидно, что простой, универсальных и математичный алгоритм лотерейной случайности в розыгрыше с известными количественным характеристиками на его вход и с выбором меньшего из большего – одного победителя из множества участников - и двумя дискретными шагами перемешивания и произвольного выбора слепым методом листка с ФИО из массы других имеет место быть.

Признак о заранее определенных перед розыгрышем призовом фонде и претендующем на него количестве участников

Несмотря на то, что участники сами помогают формировать величину призового фонда в виде окончательной скидки, к моменту начала выявления победителя она известна. Таким образом, признак о заранее определенном перед розыгрышем размере призового фонда на известное число участников также существует.

Общий признак азартных игр, лотерей и стимулирующих лотерей о проведении по устанавливаемым организатором правилам в виде соглашения с участником о возможном его выигрыше и дополнительный признак-требование о разновидности лотереи по способу проведения

Если добавить, что игровой процесс возможного изменения статуса участника на победителя происходит по установленным организатором правилам, и соотнести единовременность розыгрыша в них между всеми заявками на участие с видами лотерей по способу проведения в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 3 Закона о лотереях, то несложно увидеть отличительные свойства тиражной лотереи. Следовательно, регистрация стимулирующей лотереи в рассматриваемом случае необходима.

Соблюдение иных необходимых требований

Однако при доработке механики для отражения и оформления ее в условиях стимулирующей лотереи согласно действующему лотерейному законодательству и текущей практике налоговых органов, осуществляющих надзор за всероссийскими стимулирующими лотереями, необходимо учесть следующие аспекты.

Во-первых, Закон о лотереях не предусматривает определение так называемых «запасных» победителей в случае невостребования выигрышей «основными» или лишение права последних на получение выигрыша за невыполнение каких-либо формальностей по инициируемой организатором коммуникации - к примеру, быть на мобильной связи в день розыгрыша и ответить на звонок организатора, как в рассматриваемой механике.

Во-вторых, исходя из вопроса неясно, с каким конкретным товаром или услугой связано проведение стимулирующей лотереи, что в порядке п. 3 ч. 2 ст. 7 Закона о лотереях обязательно должно быть отражено в одном из приложений к уведомлению о ее проведении.

А, в-третьих, в описанной механике неочевидно, что в мероприятии необходимо что-то приобретать перед направлением заявки для участия. Несмотря на отсутствие в главном лотерейном законе подобного требования Федеральная налоговая служба настаивает на его соблюдении для подтверждения безусловной взаимосвязи стимулирующей лотереи с рекламируемыми ею товаром или услугой, хотя бы в виде получаемой предварительной консультации о них, но что также не является однозначной гарантией регистрации стимулирующей лотереи без отражения в ее условиях обязанности участника о реальной покупке товара или услуги.
Внимание! С 30.01.2014 г. прекращена регистрация стимулирующих лотерей в связи со вступившими в силу изменениями в Закон о лотереях и Закон о рекламе. Можно ли после этой даты проводить стимулирующие мероприятия с лотерейной механикой? Мы говорим - "да" и даже больше:

 


АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x