«Хотим провести стимулирующую лотерею такого плана: в пачки с продукцией мы будем вкладывать деньги, победителями будут те люди, которые получат деньги, обработку персональных данных победителей проводить не будем. Можем ли мы в правилах лотереи писать фразу, что обработку персональных данных не производим?»

Роман, 04.07.2013 г. в 16:23
Добрый день. Хотим провести стимулирующую лотерею такого плана: в пачки с продукцией мы будем вкладывать деньги, победителями будут те люди, которые получат деньги... Возник вопрос: обработку персональных данных победителей мы проводить не будем, конечно, ибо не знаем, в какие руки вообще попадут наши пачки (человек приходит в магазин-покупает и уходит...). Можем ли мы в этой связи в правилах лотереи писать фразу о том, что обработку персональных данных не производим? Благодарю за возможный ответ.
 
Несмотря на то что вопрос о правомерности вложения денежных купюр в упаковки товара не задан, позволим себе высказаться на эту тему. Согласно Положению Банка России от 12.10.2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ» юридические лица обязаны хранить наличные денежные средства только на банковских счетах или в кассе в пределах установленных лимитов (п.п. 1.2 и 1.4 Положения).

Очевидно, что нахождение наличности в пачках продукции на складе изготовителя либо продавцов товара не соответствует порядку обращения денежных банкнот. Более того, право собственности на товар с «начинкой» может перейти к следующему его продавцу, например, от оптовика к розничному торговцу, но еще не дойти до конечного потребителя – победителя стимулирующей лотереи. В этом случае вообще непонятно, кому принадлежат деньги в упаковках, и кто обязан обеспечить их кассовый учет и хранение.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1. КоАП РФ нарушение порядка хранения наличных денежных средств карается административным штрафом: на организацию в размере от 40 000 до 50 000 рублей, на должностных лиц - в размере от 4 000 до 5 000 рублей. Однако, помимо того, что сам по себе штраф, наверное, относительно невелик в общем размере призового фонда, есть также мнение аудиторов о реализации схемы размещения банковских купюр в упаковках товара в качестве призового фонда стимулирующей лотереи через выдачу наличных денег из кассы под отчет сотруднику организации на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица. В данном случае на расходы по формированию призового фонда рекламного мероприятия.

Отношение ФНС России к практике закладывания банкнот в качестве выигрышей в стимулирующей лотерее в товар неоднозначное. В любом случае, оговорки в условиях при регистрации стимулирующей лотереи о том, что нереализованные потребителям выигрышные упаковки по окончании ее проведения изымаются организатором из обращения, не избежать. В противном случае возникает ситуация, при которой розыгрыш призового фонда путем вскрытия упаковки участником и получение выигрыша победителем может произойти за рамками срока проведения стимулируюшей лотереи, что не соответствует п. 8 ст. 2 Закона о лотереях.

Что касается вопроса, можно ли писать в пункте 9 условий стимулирующей лотереи о том, что личные данные участников организатором не собираются, и не сочинять поводов, при которых ПДн якобы обрабатываются, то наш ответ: не только можно, но и нужно. Игровая технология проведения лотереи с наличием лотерейных билетов или их заменителей вообще принципиально не предполагает сбор и обработку ПДн участников, а, к примеру, исполнение организатором стимулирующей лотереи законных обязанностей налогового агента по персонифицированному учету победителей и сбор в связи с этим их паспортных данных и ИНН в силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о ПДн допускается без получения согласий субъектов ПДн.

Полагаем, что специалисты Контрольного управления сами в недоумении от нововведений в Закон о лотереях относительно ПДн участников, и практика формирования критериев описания нового пункта в условиях стимулирующих лотерей находится сейчас только в стадии формирования. Т.е. столкновение разных мнений с учетом сложности и противоречивости вопроса пока неизбежно.
Внимание! С 30.01.2014 г. прекращена регистрация стимулирующих лотерей в связи со вступившими в силу изменениями в Закон о лотереях и Закон о рекламе. Можно ли после этой даты проводить стимулирующие мероприятия с лотерейной механикой? Получите экспертную консультацию по теме:

АНОНСЫ
ОПРОСЫ
НАШЛИ ОШИБКУ?
x